Влияние высоты на организм человека
Из курса физики хорошо известно, что с повышением высоты над уровнем моря атмосферное давление падает. Если до высоты 500 метров никаких значительных изменений этого показателя не наблюдается, то при достижении 5000 метров атмосферное давление уменьшается почти вдвое. С уменьшением атмосферного давления падает и парциальное давление кислорода в воздушной смеси, что моментально сказывается на работоспособности человеческого организма. Механизм этого воздействия объясняется тем, что насыщение крови кислородом и его доставка к тканям и органам осуществляется за счёт разности парциального давления в крови и альвеолах лёгких, а на высоте эта разница уменьшается.
Барометрическое давление в мм | 760 | 720 | 480 | 432 | 385 | 335 | 288 | 240 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Высота, соответствующая давлению в мм | 500 | 3500 | 4500 | 5400 | 6500 | 7700 | 8900 | |
Давление кислорода в мм | 160 | 152 | 100 | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 |
Насыщенность крови кислородом в % | 100 | 96 | 94 | 93 | 92 | 90 | 88 | 82 |
До высоты в 3500 — 4000 метров организм сам компенсирует нехватку кислорода, поступающего в лёгкие, за счёт учащения дыхания и увеличения объёма вдыхаемого воздуха (глубина дыхания). Дальнейший набор высоты, для полной компенсации негативного воздействия, требует использования лекарственных средств и кислородного оборудования (кислородный баллон).
Кислород необходим всем органам и тканям человеческого тела при обмене веществ. Его расход прямо пропорционален активности организма. Нехватка кислорода в организме может привести к развитию горной болезни, которая в предельном случае — отёке мозга или лёгких — может привести к смерти. Горная болезнь проявляется в таких симптомах, как: головная боль, отдышка, учащённое дыхание, у некоторых болезненные ощущения в мышцах и суставах, снижается аппетит, беспокойный сон и т. д.
Переносимость высоты очень индивидуальный показатель, определяемый особенностями обменных процессов организма и тренированностью.
Большую роль в борьбе с негативным влиянием высоты играет акклиматизация, в процессе которой организм учится бороться с недостатком кислорода.
- Первой реакцией организма на понижение давления является учащение пульса, повышение кровяного давления и гипервентиляция лёгких, наступает расширение капилляров в тканях. В кровообращение включается резервная кровь из селезёнки и печени (7 — 14 дней).
- Вторая фаза акклиматизации заключается в повышение количества производимых костным мозгом эритроцитов практически вдвое (от 4,5 до 8,0 млн. эритроцитов в мм3 крови), что приводит к лучшей переносимости высоты.
Благотворное влияние на высоте оказывает употребление витаминов, особенно витамина С.
Интенсивность развития горной болезни в зависимости от высоты.[1]
Высота, м | Признаки |
---|---|
800—1000 | Высота переносится легко, однако у некоторых людей наблюдаются небольшие отклонения от нормы. |
1000—2500 | Физически нетренированные люди испытывают некоторую вялость, возникает легкое головокружение, учащается сердцебиение. Симптомов горной болезни нет. |
2500—3000 | Большинство здоровых неакклиматизированных людей ощущает действие высоты, однако ярко выраженных симптомов горной болезни у большинства здоровых людей нет, а у некоторых наблюдаются изменения в поведении: приподнятое настроение, излишняя жестикуляция и говорливость, беспричинное веселье и смех. |
3000—5000 | Проявляется острая и тяжело протекающая (в отдельных случаях) горная болезнь. Резко нарушается ритм дыхания, жалобы на удушье. Нередко возникает тошнота и рвота, начинаются боли в области живота. Возбужденное состояние сменяется упадком настроения, развивается апатия, безразличие к окружающей среде, меланхоличность. Ярко выраженные признаки заболевания обычно проявляются не сразу, а в течение некоторого времени пребывания на этих высотах. |
5000—7000 | Ощущается общая слабость, тяжесть во всем теле, сильная усталость. Боль в висках. При резких движениях — головокружение. Губы синеют, повышается температура, часто из носа и легких выделяется кровь, а иногда начинается и желудочное кровотечение. Возникают галлюцинации. |
2. Рототаев П. С. Р79 Покоренные гиганты. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., “Мысль”, 1975. 283 с. с карт.; 16 л. ил.
Источник
Экстремальный джиппинг на высоту 2000 метров над уровнем моря
Красную Поляну в Сочи знают все. Если не были там, то слышали о ней. Быть в Сочи и не заехать на Красную Поляну невозможно. Первый раз я побывала там в декабре. За 3 года до Олимпиады. В средней полосе зима, а здесь тепло, солнечно.
Есть такое развлечение – подняться на высоту 2 000 метров. И 2 варианта подъема: по канатной дороге на Роза Хутор, или на джипе вверх по крутым склонам. Я выбрала джиппинг.
Мне казалось, что это безопаснее. Хотя бы по земле едешь. Как же я ошиблась.
Нас 4 девушек вез совсем молоденький парень, лет 20. Сначала было ничего. Но поднимаясь вверх, дорога становилась все уже и круче. С одной стороны скала, с другой — отвесный обрыв. Смотреть жутко. И дорога не асфальт, а горная в колдобинах и рытвинах.
Я сидела позади водителя. Он еще успевал строить глазки девушке рядом и рассказывать: посмотрите налево, внизу под обрывом находиться…. И сам смотрит не на дорогу, а вниз. А дорога, сами понимаете, не прямая, а сплошной крутой поворот по спирали вверх. Когда в очередной раз он предложил что-то посмотреть, я ладошками удержала его голову прямо и говорю: «Смотри на дорогу, а я сама все увижу».
Вдруг из-за поворота нам навстречу спускается еще один джип.
Я вообще не представляю, как на такой узкой дороге можно разъехаться двум довольно крупным машинам. Я закрыла глаза. Мы продолжали движение, значит, обошлось. Я вздохнула с облегчением.
— Чего волнуетесь? Едем хорошо. Еще успеете испугаться, — сказал наш водитель. Успокоил, называется.
Мы, наконец, поднялись наверх. Красная Поляна казалась крохотным селением с высоты.
А тут на плоском плато вершины стоял элитный коттедж. С наряженной елкой у крыльца. Парень сказал, что снимают его обычно богатые пары на новогодний праздник.
— А как они сюда добираются, продукты и прочее? Вертолетом?
– Когда как, чаще так же машиной, — сказал водитель.
Внизу остались тепло и зеленые деревья. А здесь сугробы, холодно. Мы покатались на снегоходах. Впервые кататься на снегоходах на вершине горы тоже было страшновато.
Перед спуском водитель предложил выпить нам чачи. Многие сделали по несколько глотков крепкого напитка, включая и водителя. Когда он увидел, что я отказалась пить, он сказал, что зря, было бы легче.
— Легче чего? — не поняла я.
— Спускаться не так страшно будет.
Да, спускаться было страшнее, чем подниматься. Я пожалела, что не выпила чуть-чуть. Если поднимались мы медленно, то спускались на скорости, машину просто несло вниз по крутым спускам.
Каждый водитель делает только 2 поездки в день. Никто не решается 3 раза подряд подняться и спуститься на машине. Очень тяжело.
Навстречу нам поднимался другой джип. На этот раз мы должны были по правилам движения ехать со стороны обрыва. Колеса практически едут по самому краю. Иногда казалось, что вот-вот машина скользнет вниз.
Адреналин зашкаливал. Я увидела, как побелели костяшки пальцев водителя, который крепко вцепился в руль. Я вцепилась в спинку его сиденье и зажмурилась. Ничего не произошло, мы ехали дальше.
Когда мы оказались внизу, я просто была счастлива, что жива, что стою на земле. И сказала себе, что никогда ни за что не поеду на машине в такую экстремальную поездку.
Если кому-то хочется приключений и адреналина, советую. Очень начинаешь ценить жизнь и то малое, что имеешь.
Источник
Мост на высоте в 2000 метров, который можно сломать за несколько минут, но он не рушится несколько веков
Наверное, для большинства людей мост — это переправа через реку. Поэтому нас впечатляют мосты, проложенные через огромные пропасти в горах. Пешеходный мост Шехара находится в Йемене и соединяет две деревни, расположенных через глубокое ущелье друг от друга, на большой высоте. А ещё отчасти мост считают военным сооружением.
Если быть точными, то от моста до дна ущелья — около 300 метров. Высота расположения моста над уровнем моря составляет при этом 2160 метров. Сам мост небольшой, поскольку ущелье и правда узкое — около 20 метров. Ширина моста равна 3 метрам, но сама конструкция тянется крутыми лестницами вверх по скалам.
Мост Шехара был построен в 17 веке, причем строился он из прочных известняковых блоков, добытых здесь же. Говорят, что Салах аль-Яман, который был архитектором, по окончании стройки сам удивлялся, что такое чудо удалось сделать практически из «подручных материалов». Про этого человека есть отдельная легенда, о которой мы вспомним ниже.
Конечно, главный вопрос, который волнует туристов (ну после вопроса «как не свалиться с этого моста») — как мост строился на такой высоте, да ещё над пропастью. Считается, что это одна из неразрешимых загадок, которая, видимо, и должна привлекать туристов. Но точно сказать сложно, потому что даже выглядит мост сейчас явно не так, как выглядел после строительства.
Считается, что изначально мост Шехара имел немного иной вид. Сейчас это — одинокая арка, но если смотреть на фото, то ниже видны остатки разрушенного основания предположительно ещё одной арки. Как она была разрушена и когда — непонятно. Сколько их было всего — тоже неясно. А может это просто следы первых неудачных попыток строительства моста.
Но зато есть предание о том, что мост задумывался для того, чтобы в случае нападения врагов местные жители могли уйти — в другую деревню, на другую гору. Сама деревня Шехара находится на вершине горы Jabal Shaharah al `Amir, а тропа через этот мост вела в деревню на гору Jabal Shaharat al Faykh — по крайней мере такую информацию можно найти во многих статьях по теме.
Путь там, судя по карте, не близкий — и вообще строение этого горного массива очень интересное, в виде подковы — но зато такой переход позволял не спускаться с гор, а идти поверху. Опять же, если смотреть карту, то вроде есть и обход ущелья. Так что, скорей всего, переход через мост просто позволял выиграть время в случае реальной опасности.
Предание также говорит о секрете моста: буквально за несколько минут знающие этот секрет могли полностью обрушить мост, чтобы задержать врага. В голову приходит мысль, что, возможно, те разрушенные части моста являются следом такого «отступления»? Хотя информации об этом как-то не встречалось.
История этого места тесно переплетается с историей Йемена. Сейчас, говоря о Шехаре, чаще подразумевают именно небольшую деревню, в которой много домов, разрушенных в результате бомбардировки во время гражданской войны 1960 года. Шехара была своеобразным штабом сил сопротивления туркам — упоминания в этом контексте относятся ещё к 12 веку.
Что интересно, если посмотреть на карту, то видно, что рядом находится вторая часть поселения под названием Shaharah city. Рассказывают, что как раз здесь находятся остатки по-настоящему старых зданий. Об этом говорит и то, что здания эти построены из точно таких же известняковых блоков, как мост Шераха.
Та часть поселения, к которой ведёт дорога через мост, видимо, является более новой — говорят даже, что её немногочисленные дома построены из материалов, полученных из старых домов нынешнего Shaharah city. Ещё там можно увидеть специальные резервуары с водой — тоже традиционный признак местных горных деревень.
Ещё одна «фишка» этого поселения — Шехара считается самой высокогорной деревней Йемена, что тоже даёт лишний повод привлекать туристов. Но главной достопримечательностью остаётся именно мост. Его изображение даже попало на местные деньги — в 2003 году появилась монета достоинством 10 йеменских риал с его «профилем».
Ну и обещанная легенда про Салаха аль-Ямана, который строил этот мост. Рассказывают, что в одном из преданий говорится о том, что этот архитектор построил только половину сооружения. А достроил мост некий неизвестный, вышедший из гор. Может быть это отголосок того, что мост рушился когда-то?
Но мы упоминали, что Салах аль-Яман сам был удивлён тем, какую красоту в итоге получается сделать из подручных средств с помощью обычных инструментов. Говорят, в итоге он и правда сошёл с ума от этой мысли. Так что вполне возможно, что продолжал он работу, уже будучи несколько «другим человеком» — отсюда и легенда про неизвестного, достроившего мост.
И последняя совсем туристическая байка — как пример нейминга, авторами которого стали местные гиды или кто-то ещё из современников. Рассказывают, что когда люди впервые видят мост Шехара, то теряют дар речи и вздыхают очарованно. Якобы поэтому постройку прозвали «мост Вздохов». Виды, конечно, здесь сумасшедшие, но название получилось каким-то малость фальшивым, не находите?
Источник
От какого моря считают высоты географических объектов?
Из уроков географии каждому знакомо словосочетание «уровень моря». На любой физической карте обозначены шкалы высот и глубин. Визуально они отличаются по цвету – самые высокие точки окрашены коричневым, а глубокие – синим. Какое море служит точкой отсчета и что такое абсолютная высота?
Что такое «уровень моря»?
Это положение, которое занимает свободная поверхность Мирового океана. Измеряют его при помощи отвесной линии по отношению к определенной условной точке отсчета. Уровень моря зависит от различных факторов:
- сила гравитации;
- температура;
- приливы;
- колебания атмосферного давления;
- момент вращения Земли и др.
Учитывая все вышеназванные факторы, уровень моря постоянно меняется. Специалисты выделяют несколько уровней, например, приливной, среднегодовой, среднесуточный и т.д.
Системы высот в Европе
Благодаря постоянным наблюдениям и исследованиям, ученые вычисляют среднемноголетний уровень моря и используют его в качестве той самой условной точки отсчета. От этого уровня отсчитываются высоты на суше, а на картах появляется примечание «над уровнем моря» или «ниже уровня моря».
Таким образом, высота над уровнем моря – это разница между началом отсчета и определенной точкой земной поверхности. Исходный уровень принимают за ноль. Существует несколько систем высот, например, динамическая, ортометрическая, нормальная.
Почему уровень морей разный?
Планета Земля имеет не идеально ровную форму и поверхность – есть как несколько километровые возвышенности, так и аналогичные впадины. Ученые называют такую форму сплюснутым эллипсоидом. Поэтому неудивительно, что в разных частях нашей планеты наблюдается разный уровень океана.
Несмотря на пластичность воды, способность заполнять всевозможные углубления, на разных участках земного шара она все равно наполняет их не полностью. Из-за этого уровень Мирового океана всюду разный, как и уровень отдельных морей. Например, Средиземное море располагается на 15 см ниже по сравнению с уровнем океана.
Как определяют абсолютную высоту в разных странах?
Россия и многие другие страны, которые раньше входили в состав СССР, используют в качестве точки отсчета среднемноголетний уровень Балтийского моря. Определяется он при помощи специального прибора – футштока, расположенного в городе Кронштадт. Измерения осуществляются в рамках Балтийской системы нормальных высот.
США и Канада ориентируются на водную поверхность в заливе Святого Лаврентия вблизи города Римуски. В Великобритании уровнем моря является гавань Ньюлин в южно-западной части Англии. В Северной Ирландии – водная гладь возле Белфаста. В Швеции, Дании точка отсчета – море вблизи Амстердама. Китай ведет отсчет от водной поверхности рядом с городом Циндао.
Франция использует в качестве нулевой точки средние показатели Марсельского мареографа, взятые за промежуток с 1885 по 1897 год. С тех пор уровень вод здесь поднялся на 16 см, но данные не обновлялись.
Эта особенность использования разных систем высот и уровней моря должна вызывать немало трудностей. Например, каким образом осуществляется проектирование и возведение крупных объектов, если страны ориентируются на разные показатели?
Здание мареографа кронштадтского футштока
В таких случаях, прежде чем приступать к работам, приходят к какому-то соглашению. Все стороны выбирают определенную систему высоты и уровень моря, в соответствии с которым проводятся расчеты.
Возникает мысль о том, что было бы проще всему миру выбрать единую систему измерения абсолютной высоты. Тогда не возникали бы расхождения в картах и других сферах, где необходима данная информация.
Не так сложно найти компромисс, как переделывать огромное количество карт, а также менять информацию в документах. Да и поверхность планеты не дает возможности вычислить среднюю абсолютную высоту – слишком велики различия.
Множеством природных факторов обусловлен неодинаковый уровень вод Мирового океана. В мире нет единого моря для отсчета абсолютных высот. Каждая страна придерживается определенной системы и ведет измерения, ориентируясь на наиболее удобный водоем. Из-за этого обозначения высот и впадин на картах могут отличаться. В России и странах бывшего СССР за нулевой показатель принимают среднемноголетний уровень Балтийского моря.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник