Проверьте безударные гласные поставьте ударение дворы сады мячи грибы следы моря
Вопрос по русскому языку:
Проверьте без ударные гласные. Поставьте ударение. Дворы,сады,мячи,грибы,следы,моря.выделите корень. 2 ) сначала выпишите слова,в которых проверочным является слово в в единственном, а потом — во множественном числах. Гр. за, гр. чи, н. сы, тр. ва, р. ка, л. щи, л. цо, р. ды, с. ды, в. лна. Выделите корень
Ответы и объяснения 2
1)ДвОр, сАд, мЯч, грИб, слЕд, мОре, ( это корни тоже) 2) в ед.- грАч, нОс, лЕщ, рЯд, сАд; в множ.- грОзы, трАвы, рЕки, лИца, вОлны. Большач буква это ударение.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
Карторчки по теме «Проверяемые безударные гласные»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proveryaemye_bezudarnye_glasnye.docx | 107.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите. Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную.
Часы — час, мосты — . долги — . трава — . листы — . блины — . леса — . лиса — . дожди — . мячи — . следы — . шаги — . листы — . овца — . доска — . цветы — . число — . берега — . ведро — . .
Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корни. Подчеркните ударные и безударные гласные. Поставьте знак ударения.
Образец: х о дьба — х о дит.
Голубка — . варенье — . гроза — . моряк — . синева — . далёкий — . светлячок — . зверьки — . ветерок — . полевой — . носильщик — . зимовать — . звонок — . часовщик — . значок — . слонёнок — . .
Спишите, вставляя пропущенные гласные. В скобках пишите проверочные слова.
Образец: р о дная (р о д); стр а на (стр а ны).
Гн. здо скв. рца, з. лёные п. ля, м. рская в. лна, высокие б. рега, б. леет п. рус, х. лодная в. да, п..лю бр. вно, л. сьи сл. ды, с. сновые л. са.
Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Выделите корень. Поставьте ударения. Подчеркните безударную гласную в корне.
1. На чужой ст. ронушке рад своей в. ронушке. 2. Каждой птице своё гн. здо любо. 3. Р. дная з. мля и в г. рести мила. 4. Рукой поб. дишь одного, а г. ловой — тысячи. 5. Пр. стота, ч. стота и пр. вота — лучшая кр. сота. 6. В. сна кр. сна цв. тами, ос. нь хл. бами, а з. ма сн. гами.
Образуйте от данных слов однокоренные, которые отвечают на вопрос какой? Выделите корни, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные и гласные в проверочных словах.
Образец: т я жесть — т я жёлый.
Море, почта, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.
Образуйте от данных слов однокоренные, которые отвечают на вопрос что делать?
Образец: к о рм — к о рмить.
Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, встреча, пляска, стон, свист, горе, без, смотр.
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова. Выделите корни, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.
Образец: п о ртовый (п о рт).
Д. ждливый, ш. ловливый, пл. довый, р. гатый, ст..льной, кр. вой, с. довый, ч. рвивый, л. сной, ж. вой, зап. сной, ст. клянный, пр. мой, к. рмовой.
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова. Выделите корни, подчеркните безударную гласную.
Образец: д а рить (д а р).
Д. лить, к. сить, к. рмить, т. нцевать, зап. сать, с. лить, скр. петь, с. рить, б. леть, ст. нать, св. стеть, гл. зеть, зв. нить, м. стерить, п. щать, сл. дить, в. рить.
Выпишите однокоренные слова парами. Вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударения. Подчеркните безударные согласные.
Образец: зв е рь — зв е рёк.
К. зёл, к. тёнок, л. сок, . сёл, . вечка, сол. вей, с. лонка, к. вёр, н. га, тр. пинка, . грушка, л. шадка, лес, ослик, коврик, ножка, игры, овцы, лошадь, соловушка, кот, тропа, козлик, соль.
Запишите слова по образцу. Подчеркните безударные согласные в корне.
Образец: л о вить — л о вит.
Пахать, писать, бежать, хв. лить, т. щить, т. чить, к. рмить, н. сить, д. лить, ц. нить, т. нуть, д. рить, в. рить, . скать, л. пить.
Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне. Поставьте ударения. Выделите корни. Напишите проверочные слова.
В роще росли рядом молоденькая рябина, пожилая берёза и старый дуб. Когда набегал ветерок, они шелестели листьями. Так они разговаривали между собой. Старый дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом. (По В. Бианки)
Отгадайте загадки. Напишите отгадки и загадки. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корни, поставьте ударения. Устно подберите проверочные слова.
1. На дне, где тихо и т. мно, л. жит усатое бр. вно. 2. По г. рам, по д. лом ходит шуба и кафтан. 3. За железным к. нём ящик тянется с д. бром. 4. Поср. ди дв. ра ст. ит к..пна, спереди вилы, а сзади м. тла. 5. Пот. хоньку я журчу, уг. стить в. дой х. чу. 6. Я с. льней десяти к. ней где в п. лях пройду в. сной, — летом встанет хлеб ст. ной.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
1. Знайка дорожкой б. жит (. ), а незнайка на печке л. жит (. ). 2. Не хв. лись (. ) н. чалом (. ), а хв. лись к. нцом (. ). 3. Всякому м. ла (. ) р. дная (. ) стор. на (. ). 4. Л. са (. ) от ветра защ. щают (. ), урожаю пом. гают (. ). 5. Не л. нись (. ), а трудись. 6. Красна птичка п. ром (. ), а человек умом.
Выпишите из предложений слова с безударными гласными в корне. Напишите к ним проверочные слова. Поставьте ударения. Выделите корень.
1. Листья сыплются дождём, под ногами шелестят и летят, летят, летят. (Е. Трутнева) 2. Прозрачный лес один чернеет. (А. Пушкин) 3. Старых все мы уважаем, слабых мы не обижаем. (В. Высотская) 4. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. (И. Соколов-Микитов) 5. Еловые шишки, сосновые шишки, весёлых зверей мастерят ребятишки. (З. Александрова) 6. На полянке, у тропинки пробиваются травинки. (Б. Заходер) 7. Тяжёлые шапки снега висят на ветвях-лапах . (И. Соколов-Микитов).
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Р о дина — р о дной, р о дник; преграда — прегр. дить; тихий — т. хонько, тишина; треск — тр. щать, тр. щина; добрый — д. бро, д. брота; хвалит — хв. лебный, восхв. лять; чистый — ч. стота, ч. стюля; зачислить — выч. слить, зач. сление; даль — д. леко, отд. литься.
Напишите слова по образцу.
1. В и снет — в и сел, топил, возил, хвалил, держал, катал, бросал, лечил, варил, дарил.
2. Св е тлый — св е тлеет, стоят, скользят, белеет, краснеет.
Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Поставьте над ними ударения. Выделите корень. Подчеркните безударную согласную.
1. На ёлке . шишки. 2. . рябина. 3. Весной рано . . 4. Коньки хорошо . по льду. 5. Ребёнка . новый врач. 6. Я . младшего брата на санках. 7. Дни в январе . морозные. 8. Учительница . нас за хорошую работу. 9. В тени ещё . снег, а на солнце он уже растаял.
Слова для справок: в. сели, кр. снеет, св. тлеет, ск. льзят, л. чил, к. тал, ст. ят, хв. лила, б. леет.
Запишите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Вставьте и подчеркните пропущенные буквы. Подчеркните однокоренные слова. Выделите в них корни.
На чистом воздухе в л. су они р. звились.
В одном л. сочке ж. ли зайцы на лужайке.
Но вот на б. регу л. сной р. ке пос. лилась л..сица.
Зверьки, заприте норки на крючок!
Опасный вра. проник в л. сок!
Напишите по памяти. Подчеркните слова с безударными гласными в корне.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
Подберите к словам проверочные слова, состоящие только из корня. Напишите. Выделенные слова разберите по составу.
Образец: кормил — корм.
Скрипел, дрожал, ледяной, ядовитый, свистел, кричал, ночной, пищал, меховой, мостовая , ленивый, смешной , домашний .
Прочитайте. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из предыдущего упражнения. Подчеркните безударную гласную в корне.
1. . воздух бодрил и освежал. 2. Снег . под ногами. 3. . кот грелся на солнышке. 3. Я . от страха. 4. . газ вреден для здоровья. 5. В кустах . коростель. 6. За печкой тихонько . мышонок. 7. На зимнем пальто есть . воротник. 8. Ведущий громко . в микрофон.
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите к каждому слову проверочное. Выделите корни и приставки.
Зат. птать, запл. тить, вык. сить, выб. гать, дот. щить, просл. дить, расп. лить, уд. ржать, похв. лить, уд. вить, засв. тить, ут. пить, выпросить, зат. нуть, просм. треть.
Напишите слова по образцу. Подчеркните гласные “е” и “ё” в корне слова.
Образец: пч ё лы — пч е ла, пч е линый.
З. рно, з. рновой; ст. кло, ст. клянный; л. дяной, л. дышка; кл. новый; бр. вно, бр. венчатый; оз. ро; в. сло; в. дро, в. дерный; гн. здо, гн. здовой; с. ло, с. льский; в. сна, в. сенний; м. тла; подм. тать; зв. зда, зв. здопад.
Напишите слова по образцу. Подчеркните гласные “е” и “ё” в корне слова.
Образец: в е зти — в ё з.
Нести, брести, мести, течёт, грести, легли, вести, плести, цвести.
Подберите однокоренные проверочные слова с буквой “ё” в корне. Подчеркните букву “ё” и безударные гласные.
1. Ж. лтеть, ж. лток, ж. лтизна — . ; т. плеть, т. пло, пот. пление — . ; ч. рнеть, ч. рнота, ч. рника — . ; т. мнеть, т. мнота, зат. мнение — . .
2. Бер. зняк, бер. ста, бер. стяной — . ; . жовый — . .
Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова с буквой “ё”. Подчеркните безударные гласные в корне слова.
Ст. клянная (. ) витрина, з. рновая (. ) культура, толстое бр. вно (. ), глубокое оз. ро (. ), железное в. дро (. ), с. льский (. ) клуб, в. сеннее (. ) настроение, далёкая зв. зда (. ), старое с. ло (. ), яичный ж. лток (. ), вкусная ч. рника (. ), резкое пот. пление (. ), непроглядная т. мнота (. ).
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова с буквой “ё”. Подчеркните безударные гласные в корнях слов. Корни выделите.
1. Пож. лтели (. ) от времени страницы древней книги. 2. Вася медленно бр. дёт (. ) по улице. 3. Дворник подм. тал (. ) улицу. 4. Зимой рано начинает т. мнеть (. ). 5. В Древней Руси писали на бер. сте (. ). Такие письма назывались бер. стяными (. ) грамотами. 6. Надвигалась гроза, небо поч. рнело (. ). 7. Мама держит меня в . жовых (. ) рукавицах.
Запишите слова парами так, чтобы они были связаны по смыслу. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.
Спишите. Подберите однокоренные слова к подчеркнутым словам. Запишите их. Выделите корни. Подчеркните безударную гласную и проверочные слова.
Источник
Безударные гласные в корне слова
Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.
В качестве проверочного слова может выступать:
- однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи и т.п.): дождливый — дождь, лесной — лес, повар — варка, варит.
- измененная форма этого же слова: грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.
Непроверяемые безударные гласные
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.
Чередующиеся безударные гласные
В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения. Данное правило отрабатывается в 5 классе.
Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»
- Поставь в слове ударение.
- Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
- Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
- Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
- Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая безударная гласная (словарное слово).
Словарные диктанты
- Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
- Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
- Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
- Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара, паруса, мячи, дворы.
- Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
- Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
- Вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
- Гостил, дарил, платил, ласкал, сорил, возил, шагал, свистел, светил, кормил, бежал, читал, сказал, стоял, написал, очищал, заплатил, звонил.
- Ворота, голова, голод, голос, волосок, дорогой, молодой, болотный, молоко, борода, морозный, город, берег, сторона.
- Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
- Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны.
- Валить деревья, бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, скрипят сапоги.
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Избы — ..бушка. окна — ..кошечко, бревнышко — бр..вно, весла — в..сло, польза — п..лезный, заварка — в.. рить, возик — отв..зить, смена — отм..нить, норка — н..ра, весны — в..сна, петли — п..тельки, галки — г..лчата, счастье — сч..стливый, больно — б..леть, плата — упл..тить, помог — пом..гать.
2. Вставь пропущенные буквы и спиши текст.
В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Порядок — р..ды, вёдра — в..дёрочко, сестрин — с..стрица, озеро — . зера, уносит — н..сить, шалость — наш . лил, гости — уг..стил, скрип — скр..петь, певчий — п..вунья, пчелка — пч..ла, корешок — к..ренья, морщит — м..рщины, дальше, — д..лекий, копка — к..пать, пестренький – п..стреть, сказка – подск..зать.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Мостовая, мостик — м ..сты, сосенка, с . сновый — с ..сна, деревянный, деревья — дер..во, старенький, старик — ст..рушка, колосится, колос — к..лосья, сердечко, сердце — с..рдечный, завинтил, винтик — подв..нтить, просьба, проситель — попр..сить.
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Корка -— к..ра, трость — тр..стник, почта — п..чтальон, осенний — ос..нь, клен — кл..новый, спешка — сп..шить, темный — пот..мнело, смотр — посм..трел, столб — ст..лбы, цены — ц…на, плот — пл..тина, водный — в..дяной, цвет — цв..тут, лить — пол.. вать, пилит — отп..лить, точит — нат..чить.
2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Совиный, совушка — с..ва, отчим, отечество — ..тец; овечий, овцы — ..вечка, подводник, водяной — в..дица, домище, домик — д..машний, охрана, сохранить — охр..нять, каток, покатый — пок..тать, откачка, качать — раск..чали.
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Носик — н..сы, столик — ст..ляр, девушка — д..вица, черви —ч..рвячок, треск — тр..скучий, повозка — в..зить, починка —поч..нить, цепи — приц..пил, половодье — в..да, сторона — ст..ронка, чижик — ч..жи, сельди — с..ледка, тонет — пот . нул, наряды — нар..дить, глядя — подгл..дел, ослеп — сл..пой.
2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Ветры, дуют, х..л..дные.
Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые
Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Полюшко — п..лянка, ядрышко — ..дро, травушка — тр..ва, свист — св..сток, мед — м..довый, черный — ч..рнеть, чистка — выч..стить, узнали — узн..вать, море — м..ря, мостик — м..стовая, стрелка — стр..лок, бедность — б..дняк, часики — ч..совой, сброс — бр..сать, лежа — пол..жать, указка — ук..зать.
2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Р..бята, оделись, т..пло.
Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.
Теперь, м..ро. им, не страшен.
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Грач — гр..чи, земли — з..мля, головы — г. лова, яйца— . ичный,писк—п..щать, гнал — выгн..л, поспешно — засп..шил, козочка — к..за, кончик — к..нец, лес — л..сник, гололед — л..дяной, походка — х..дить, защита — защ..щать, вышагивал — пош..гал, кольца — к..льцо.
2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.
Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_од, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета, в_сло, ч_сло.
- Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.
Повозка — в..зы, доски — д..щечка, зернышко — з..рно, голодный — гол..д, вождь — в..жатый, ходит — перех..дил, молча — зам..лчал, загадка — отг..дать, свечи — св..ча, численник — ч..сло, слово — сл..варь, ежик — . .жи, центр — ц..нтральный, лежа—л..жать, мирный — м..рить, седенький — пос..деть.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Бобовый, боб — б..бы, сторож, сторожит — ст..рожка, дешевый, дешево — д..шевле, рябенький, рябина — р..бой, ночлег, ноченька — н .девать, стойка, стоять — пост..ять, тянут, тянучка, пот..нули, пастушок, пас — п..стух, поделка, деловой — д..ла, тепленький, тепло — пот..плело, зелень, зеленоватый — з..леный, кормушка, накормит — к . рмить, скрип, скрипучий — заскр..пел, читать, прочитанный — поч . тать.
- Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.
Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Телята, телка — т..леночек, земли,земляк — з..мляной, кройка, скроить — выкр..йка; скалы, скалистый — с..кла, бобры, бобрик — б..бровый, выгон, гонки — заг..нять, терять, потерял — раст..рял, долг, одолжи — зад..лжал, задание, задано — з..дача, колко, наколка — к..лючка, голубь, голубчик — г..лубятня, кончать, окончил — нак..нечник, лошадь, лошадка — л..шадиный, парит, парник — п..рниковый, волнение, волны — в..лновать, потерпишь, терпение — пот..рпеть.
- Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.
Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно — с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, бельевой, побелка — б..лье, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.
Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный—объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.
Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.
2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.
Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны, вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
…— м_сник, …— л_дник, …— В_силий, … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить, … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.
2. Составь предложения со словами.
С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
…— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел, … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.
2. Составь предложения со словами.
К..за, ..вца, тр..ва, в..да, сп..на, стр..на, в..лна, р..га, сл..ды, п..руса, дв..ры.
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
. . . — ст . на, . . . —л . цо, . . . — хол . д, . . . — кл . довая, . . . — пч . линый, . . . — з . мовать, . . . — ост . влять, . . . — зав . дить, . . . — поде . нить, . . . — стр .на, . . . — д . бро, . . . — т . рговать,. . . — м . рекой, . . . — п . стреть, . . . — пощ . дить, . . . — оп . здать, . . . — пригр . зить, . . . — фл . жок, . . . — в . ртушка, . . .— м . стовая, . . . — . сел, . . . — г . лодный, . . .— пот . чить, . . . — ск. . льзить.
2. Составь предложения со словами.
..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, … – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На в…стоке п…к…залась ранняя зорька.
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.
2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.
Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница, … — попр..сить, … — нап..лить, … — … — п..ченье, … — с..мья.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды.
- Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
… —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть, …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.
- Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.
- Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
Бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, молодой человек, сидит на вершине, далекая площадка, мохнатая борода.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая ш_шки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ
Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.
Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.
Надеюсь статья была для вас полезной!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Источник