Россия, Калужская область, Износковский район, деревня Гамзюки
Телефон:
+7 (920) 875-88-68
Круглосуточно
whatsapp telegram vk email

Шельф карского моря богат

Перспективы нефтяной добычи в Карском море, выдвигающие Россию в ТОПовые поставщики нефти на международный рынок

Западносибирская нефтегазовая провинция, продолжением которой является Карское море, в настоящее время обеспечивает две третьих добычи нефти в России.

Прямое влияние на реализацию проектов в данном регионе оказывают природные особенности: глубина моря – 40–350 метров, ледовая обстановка такова, что лет держится 10 месяцев в году и толщина его достигает полутора метров, а зимняя температура опускается до минус 46˚С.

Получив в 2010 году разрешение на изучение шельфа морей Арктики, ОАО «НК «Роснефть» начала реализацию проектов на трех Восточно-Приновоземельских участках Карского моря.

В сентябре 2014 года стали известны итоги бурения скважины Университетская-1 на первом участке. В результате бурения на глубине 2 113 метров была обнаружена нефть. При рекордно коротких сроках бурения (полтора месяца) удалось соблюсти все экологические и технологические требования. Новому месторождению было присвоено название «Победа».

Запасы нефти в Карском море

Ресурсная база всех трех участков, согласно экспертной оценке, составляет 87 млрд баррелей.

Позже специалисты ООО «Тюменский нефтяной научный центр» провели исследования керна, которые подтвердили объем запасов первой открытой ловушки, – 391,9 млрд кубометров газа и 128,7 млн тонн нефти по категории С1 + С2.

Особенности и состав нефти в скважине Университетская-1

imageВ октябре 2014 года специалистами ОАО «ТомскНИПИнефть» были закончены все исследования свойств нефти Университетской-1, результаты представили руководству ОАО «НК «Роснефть».

Результаты комплексных исследований бурового шлама, проб пластовых флюидов и образцов керна подтвердили прогнозные оценки: месторождение содержит сверхлегкую нефть, которая по основным показателям (таким, как содержание серы и плотность) превосходит нефть марок SiberianLight и WTI и нефть марки Brent, являющейся эталонной. Характеристики данной нефти сопоставимы с нефтью месторождения шельфа Вьетнама «Белый тигр».

Основные показатели этой нефти:

  • плотность – 808-814 кг/кубометр (у нефти Brent – 834 кг/кубометр);
  • массовое содержание серы – 0,02% (у Brent – 0,2-1%, в Urals – 1,2-1,3%);
  • высокий выход светлых фракций – 60–70%;
  • низкое содержание смол – 1,5%.

Нефть с подобными показателями высоко востребована на мировом рынке из-за преобладания метановых углеводородов и низкого содержания смол. Она достаточно проста в переработке. Используется как в качестве сырья для нефтехимических предприятий, так и для разбавления тяжелой нефти. К тому же в мире сейчас наблюдается тенденция резкого снижения запасов легкой нефти, что также повышает ее привлекательность у потребителей.

imageВы можете узнать какое ещё месторождение нефти в России было открыто в последние годы.

Про то, какие страны обеспечивают современный мир нефтяными запасами, можете прочитать в нашей публикации.

Добыча нефти в Карском море

Месторождение было обнаружено совместно компаниями «Роснефть» и Exxon Mobil. В проекте участвовала компания Nord Atlantic Drilling, а также специалисты компаний Schlumberger, Weatherford, Halliburton, Trendsetter и др.

Скважина бурилась на глубине 81 метр в условиях открытой воды за 250 км от материка. Бурение осуществлялось посредством платформы West Alpha. Платформу предоставила норвежская компания Nord Atlantic Drilling.

Данная платформа представляет собой судно водоизмещением 30 тысяч тонн и длиной в 70 метров, которое крепится ко дну. Установка удерживается на месте посредством 8-якорной системы позиционирования. Конструкция способна выдержать шторм с высотой волн до 15 метров. В центре сооружения буровая установка. Максимальная глубина бурения – 7 км. Все оборудование предусматривает при необходимости замену на резервные варианты.

Проблемы транспортировки

Несмотря на все перспективные прогнозы нефтедобычи в регионе, одной из основных трудностей становится ее дальнейшая транспортировка. Вкупе с уже существующими сложностями эта проблема может помешать начать масштабные работы по добыче.

imageДело в том, что побережье Карского моря практически не обеспечено транспортом. Старые (еще с середины прошлого века) порты находятся в упадке и не могут выдержать большого грузопотока. Основные порты – Диксон, Дудинка, Игарка, Харасавэй и Сабетта. Из них только два последних расположены в относительной близости от железнодорожной сети.

Создание полноценного железнодорожного сообщения могло бы существенно снизить долю морской транспортировки, добытой в Карском море нефти.

Транспортировка зимой возможна только через ближайший незамерзающий порт – Мурманск, что влечет за собой высокие дополнительные расходы. Есть еще вариант постройки порта в незамерзающем заливе Индигская губа, но это уже отдаленная перспектива, как и предлагаемое строительство грузовых дирижаблей гибридного типа, обладающих высокой грузоподъемностью и способных функционировать как воздушные танкеры.

Ближайшие перспективы

Зимой проект разведочного бурения на платформе «Университетская-1» планово приостанавливают и возобновляют весной, когда в Карском море наступают благоприятные погодные условия.image

Вопрос в том, будет бурение осуществляться вместе с зарубежными партнерами или нет. Изначально совместный проект двух компаний предполагал бурение 40 разведочных скважин на шельфе России до конца 2018 года.

Однако в связи с введением санкций Exxon Mobil так и не удалось прийти к соглашению с властями США, чтобы продолжить проекты в России. В результате сотрудничество с «Роснефтью» по шельфовым разработкам было заморожено.

По словам президента ОАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина, компания рассматривает возможность добычи на месторождении в Карском море через 5–7 лет. При этом стратегия развития будет ориентирована как на собственные разработки, так и на поиск новых партнеров.

Экологический аспект

imageОдна из ключевых проблем добычи нефти в Карском море экологическая. Бассейн разработок находится в непосредственной близости от охраняемых природных объектов, таких как национальный парк «Русская Арктика» в Карском море, «Остров Врангеля», который находится под патронажем ЮНЕСКО как «родильный дом» белых медведей.

Все это требует повышенного внимания со стороны компаний-разработчиков ко всем этапам своей деятельности.

Жесткие рамки российского природоохранного законодательства предполагают полное соблюдение международных требований и соглашений на всех этапах реализации шельфовых проектов.

На базе центра проводилось тщательное отслеживание влияния на окружающую среду всех работ, проводимых на шельфе, а также их оценка с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций. Одна из главных задач – не допустить утечки нефти. В холодных арктических морях гораздо сложнее устранить загрязнения, которые имеют особенность накапливаться в тканях морских рыб и млекопитающих, составляющих основу питания местных жителей.

На самом начальном этапе буровая платформа West Alpha была подвержена всесторонней модернизации для того, чтобы обеспечить полную экологическую безопасность работ.

Платформа была оснащена двумя группами противовыбросовых превенторов и специальным независимым подводным запорным устройством. При возникновении самого незначительного риска эти механизмы способны запечатать скважину для предотвращения утечки.

Для сохранения экологической безопасности после введения санкций Exxon Mobil получила двухнедельную отсрочку для завершения бурения. Таким образом, завершение работ на разведочной скважине было проведено в безопасном и экологически безвредном режиме.

Итак, каковы же перспективы развития Карской морской нефтеносной провинции?

По оценкам экспертов, Карское месторождение должно превзойти по объему ресурсов таких гигантов, как Мексиканский залив и арктический шельф Северной Америки и Канады, и сравниться с ресурсами Саудовской Аравии.

И дело тут не в возникших политических ограничениях и санкциях. Существуют не менее серьезные инфраструктурные проблемы, требующие тщательной проработки и значительных финансовых инвестиций. При постепенном развитии всех рассмотренных направлений освоение российской Арктики станет гораздо менее затратным и в долгосрочной перспективе должно значительно повлиять на развитие России и ее роль на мировой арене.

Источник

НЕФТЬ И ГАЗ РОССИЙСКОГО ШЕЛЬФА: ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗЫ

Кандидат технических наук А. ОСАДЧИЙ.

На шельфе содержится четверть наших запасов нефти и половина запасов газа. Распределены они следующим образом: Баренцево море — 49%, Карское — 35%, Охотское — 15%. И лишь менее 1% находится в Балтийском море и на нашем участке Каспия.

Разведанные запасы на шельфе Северного Ледовитого океана составляют 25% мировых запасов углеводородного сырья. Чтобы понять, что это значит для нашей страны, напомним некоторые факты. Нефть и газ обеспечивают 20% внутреннего валового продукта России, они являются главными статьями нашего экспорта, давая более половины его доходов. Однако основные их месторождения на суше уже частично выработаны, а в Татарии и Западной Сибири — истощены. По прогнозам, при существующих темпах добычи эксплуатируемых месторождений России нефти хватит лет на 30. Прирост разведанных запасов в настоящее время не покрывает добываемого количества.

О том, что такое континентальный шельф и каково его происхождение, журнал «Наука и жизнь» уже рассказывал (см. статью «Континентальный шельф: «ахиллесова пята» океана» в № 6, 2004 г.). Там, где побережье носит равнинный характер и плавно уходит в море, шельф выступает как бы продолжением суши под водой, имея при этом ту же геологическую структуру. Если нефть и газ добывают в прибрежных районах, то почти наверняка их можно обнаружить и в глубинах морского дна. Уже сегодня в мире каждую третью тонну нефти добывают в море.

Нефть и газ, эти родные ископаемые «братья», образовались и залегают в одних и тех же материнских породах — в многокилометровых осадочных толщах, накопившихся на дне древних морей. Толщи эти не однородны, а расчленены на много пластов разного возраста. Бывает, что поверх нефтяной залежи в том же пласте находится газовая «шапка». Нефть и газ залегают в пористых пластах, сложенных в основном песчаниками и известняками, от древнейших — девонского периода (их возраст порядка 1,5 млрд лет) и до самых молодых — неогеновых, которым всего-то 20 млн лет. Месторождение считается нефтяным или газовым в зависимости от того, что преобладает. Средняя глубина залегания месторождений — около 3 км, хотя встречаются залежи и на глубине 7 км. В дальнейшем для краткости будем говорить только о нефти, поскольку для общей оценки запасов по их энергетическим свойствам нередко указывают нефть, пересчитывая запасы газа в нефтяной эквивалент (1 тыс. м3 газа приравнивается к 1 т нефти).

В богатейшей нефтью Западной Сибири толщина осадочных пород более 10 км. Больший объем и глубина погруженности осадочной толщи, как правило, свидетельствуют и о бoльших потенциальных ресурсах. Вопрос только в том, созрела ли накопленная органика до стадии нефти. На созревание требуется уж никак не менее 10 млн лет, да еще и высокая температура. Бывает так, что местами нефтеносные пласты не накрыты сверху толщей непроницаемых пород, например глинами или солями. Тогда не только газ, но и все легкие фракции нефти испаряются и образуются огромные запасы битумов. По калорийности они почти не уступают нефти; запасы сырья огромны и залегают неглубоко, но подступиться к битумным залежам почти невозможно: низкая текучесть препятствует практической разработке.

Наибольшая толщина осадочного чехла в России — в районе Каспия, там она достигает рекордных 25 км! Современное Каспийское море — это жалкие «усохшие» остатки древнейшего тепловодного моря. Поэтому-то здесь и наслоилось столько осадочных отложений, накопивших огромные запасы нефти (см. статью «Большая нефть Каспия», «Наука и жизнь» № 12, 2002 г.).

У России самая большая протяженность морских границ и соответственно морского шельфа. Бoльшая его часть находится в Ледовитом океане, суровом и холодном, почти круглый год покрытом льдом. На востоке Россию омывают моря Тихого океана. В зимние месяцы они затянуты льдом от берегов Чукотки и почти до южной оконечности Сахалина. Но под водой и ледяными полями лежат богатые нефтеносные структуры и уже открытые месторождения (структура становится месторождением, когда из пробуренной на ней скважины получен промышленный приток нефти, газа и уже можно примерно оценить запасы).

Путешествуя вдоль морских границ России, посмотрим, что открыто на шельфе, что добывают рядом на берегу, взглянем на геологию берега и шельфа, а точнее, на осадочную толщу. Следует сразу отметить, что шельфы морей в среднем изучены всего на 7%, в то время как основные сухопутные нефтегазоносные регионы — более чем на 50%. Поэтому мы можем говорить только о потенциальных шельфовых запасах.

ВДОЛЬ МОРСКИХ ГРАНИЦ РОССИИ

Со школьных лет мы знакомы с географической картой нашей страны, с зелеными пятнами низменностей и коричневыми, разных оттенков, горами. Но очень мало кто видел подобную же карту рельефа морского дна, особенно Ледовитого океана, — она появилась совсем недавно.

Начнем более детальный осмотр шельфа с границы с Норвегией. Конечно, на суше она определена точно — до метра, ведь эти небольшие километры были единственной нашей сухопутной границей со странами — членами НАТО. Далее же на север линия раздела дна Баренцева моря до сих пор не зафиксирована. Это объясняется тем, что еще в 1926 году правительство СССР объявило морскую границу продолжением точно на север границы сухопутной. Так она и обозначена на всех отечественных картах и в атласах. Долгое время граница вполне устраивала нашего соседа — Норвегию. Но настали другие времена. В 1982 году была принята Международная конвенция по морскому праву, которую подписали и мы. А она рекомендует проводить границу раздела морского дна по срединной линии между берегами принадлежащих странам территорий. (Так недавно мы и поделили Каспий с соседями — Казахстаном и Азербайджаном). В случае с российско-норвежской границей линия должна проходить посередине между берегами Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, принадлежащими России, и берегами Шпицбергена и самой Норвегии. Оказалось, что эта срединная линия проходит восточнее от объявленной нами в 1926 году границы. В результате появился значительный (несколько десятков тысяч квадратных километров) участок морского дна, на который претендуют оба государства. По прогнозам, этот участок дна моря содержит большие запасы углеводородов. Причем условия добычи достаточно легкие: небольшая глубина и нет льда — ведь здесь проходит ветвь Гольфстрима, потому-то порт в Мурманске незамерзающий и зима на Кольском полуострове сравнительно теплая.

Двинемся дальше на восток. По геологическому строению весь Кольский полуостров — это часть выходящего на поверхность Балтийского щита, образованного древними изверженными породами. Их возраст на поверхности может достигать 3 млрд лет, а возраст Земли — всего-то 6 млрд. Неслучайно именно здесь, у границы с Норвегией, бурили Кольскую сверхглубокую скважину для изучения глубинного строения Земли (см. «Наука и жизнь» № 5, 2002 г.). Она достигла самой большой в мире глубины — более 12 км! Осадочных пород здесь нет, и нефти тоже нет. Но сушу омывает Баренцево море, а под дном его, в некотором удалении от берега, лежит большая осадочная толща — там и в древние времена было огромное море, по-видимому, теплое и мелкое, иначе не выпало бы столько осадков с органикой. И следовательно, у дна моря иное геологическое строение, чем у суши. Потому-то здесь и обнаружены значительные запасы углеводородов.

За Кольским полуостровом — узкое горло Белого моря, окраина Балтийского щита. Поверх изверженных пород лежат осадочные. Но какая же здесь нефть — осадочная толща едва наросла до 500—600 м и еще не опустилась вглубь.

Следуем на восток. Миновали полуостров Канин, за ним остров Колгуев и Печорское море. На берегу леса сменились тундрой, а под ними — многокилометровая осадочная толща. Здесь, у Печоры, и далее на юг расположены мощные нефтегазовые месторождения. Нефтяники называют этот район Тимано-Печорской нефтегазоносной провинцией. И неслучайно, что на шельфе Печорского моря (оно сравнительно небольшое, и на крупномасштабных картах его не выделяют, считая частью Баренцева моря) находятся крупнейшие залежи нефти и газа. Они уходят на север, в Баренцево море, вдоль всего западного побережья Новой Земли, но близко к ней не подходят — Новая Земля является продолжением древних Уральских гор, и осадочных пород здесь нет.

Переваливаем за Урал, а в море — за Новую Землю. Взглянем на полуостров Ямал и восточный берег Обской губы. Они буквально усыпаны нефтегазовыми месторождениями, крупнейшие из которых — Ямбургское газовое, Уренгойское и Медвежье нефтяные. В самой Обской губе в 2004 году открыли два новых месторождения. Все месторождения как бы нанизаны на нитку, протянувшуюся с юго-востока на северо-запад. Дело в том, что глубоко под землей находится большой древний тектонический разлом, вдоль которого и сгруппированы месторождения. Вдоль разлома из глубин земли выделяется больше тепла, что способствует ускорению образования нефти из органики в древней осадочной толще. Итак, в Баренцевом и Карском морях сосредоточено 84% уже известных запасов всего шельфа России. А на берегу, южнее, расположена огромная Западно-Сибирская низменность, в которой находится 63% наших сухопутных ресурсов нефти. Все это — дно единого древнего моря, существовавшего в течение многих геологических эпох. Здесь-то и находится основная наша кормилица — Западно-Сибирская нефтяная провинция. Полуостров Ямал славен еще и тем, что Россия добывает на нем почти 80% газа. На соседнем шельфе, по-видимому, сосредоточено 95% запасов газа всего нашего шельфа. Отсюда начинаются основные российские газопроводы, по которым газ уходит в страны Западной Европы.

Продолжим путешествие вдоль побережья. Далее, на восток, находятся устье Енисея и Таймырский полуостров. У Енисея низменность Западной Сибири сменяется Сибирской платформой, тянущейся до устья Лены, на которой местами на поверхность выходят древние изверженные породы. Небольшой прогиб платформы с шестикилометровым слоем осадков огибает Таймырский полуостров с юга от устья Енисея до Хатанги, но нефти в нем нет.

Геология севера Восточной Сибири изучена еще очень слабо. Но общее геологическое строение этой горной страны указывает, что нефть приурочена к прогибам, где есть осадочный чехол. А вот дальше на восток, у берега моря, геология уже иная — здесь под дном Ледовитого океана лежит многокилометровая осадочная толща (после поднятия суши она местами «вылезла» и на берег), перспективная на нефть и газ, но почти совсем не изученная. Исследования с поверхности затруднены круглогодичными льдами, а бурение дна тут пока не проводилось.

Обогнем Чукотку: на ней местами велись поиски нефти и разведочное бурение. Следующий участок шельфа, где находятся 15% запасов, — уже побережье Тихого океана, от севера Камчатки до юга Сахалина. Правда, нефтяные вышки промыслов увидим только на северном Сахалине, где нефть добывают с 1927 года. Геология шельфа у острова повторяет геологию суши. Вернее было бы сказать, что лишь на северном Сахалине древний шельф «слегка обсох». Отдельные месторождения шельфа Сахалина почти «выползли» на сушу. Морские месторождения, площадь которых и запасы во много раз превышают сухопутные, тянутся вдоль всего восточного берега Сахалина и уходят на север. Часть месторождений была открыта еще в 70-е годы прошлого века. Прогнозируемые извлекаемые запасы шельфа Сахалина — более 1,5 млрд т (извлекаемые запасы составляют примерно 30% выявленных). Для сравнения: вся Западная Сибирь имеет 9,1 млрд т доказанных запасов. Первая промышленная нефть шельфа России получена на Сахалине в 1998 году, но это отдельная история.

Осталось взглянуть на шельф Каспийского, Черного, Азовского и Балтийского морей, хотя протяженность его составляет лишь небольшую часть российского, а на карте он едва виден. Согласно оценкам, российская часть шельфа Каспия содержит около 13% всех его запасов (основные принадлежат Казахстану и Азербайджану). У Кавказского побережья Черного моря нефть может быть в глубоководной (глубина 1,5—2 км) его части и совсем немного — в Азовском море. Но Азовское море маленькое и поделено между двумя странами. Украина ведет там добычу газа.

И, наконец, завершая путешествие по морям, посмотрим на Балтику. Балтийское море по сравнению с морями Ледовитого океана невелико, а государств много, но здесь, в Калининградской области, недалеко от берега, рядом с Куршской косой, в 1983 году обнаружена нефть на малых глубинах. В 2004 году начата ее промышленная добыча. Запасы по российским меркам, не столь велики — менее 1 млн т, но условия добычи значительно легче, чем в Ледовитом океане. Наличие нефти в этом месте не является сюрпризом, рядом на берегу ее добывают давно, и запасы больше.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ СЕВЕРНОГО ШЕЛЬФА

В мире на шельфе и прибрежных акваториях сегодня добывают 35% нефти и около 32% газа. Начало положено бурением первых морских скважин лет 50 тому назад в мелком и теплом Мексиканском заливе.

Опыт освоения богатств морского дна есть и в Европе. Уже более 30 лет в Северном море добычу с морских платформ ведут Норвегия и Англия и получают нефти столько, что суммарный экспорт этих двух стран соизмерим с российским. Норвегия благодаря добыче нефти стоит на первом месте по уровню жизни. Правда, здесь добыча ведется не на шельфе, а на дне Северного моря, имеющем иное геологическое строение. Кстати, добыча ведется не только в экономических зонах этих стран, а и вне их согласно международной договоренности о разделе дна между примыкающими странами.

Ожидается, что в России доля добычи углеводородов на шельфе к 2020 году составит 4% общего объема. На шельфе запасы изрядные, да только разрабатывать их значительно труднее и дороже. Нужны огромные инвестиции, которые начнут давать отдачу и прибыль не ранее чем лет через пять, а то и через десять. Например, для освоения морских богатств Каспия суммарные инвестиции за десять лет превысят 60 млрд долларов. В Ледовитом океане стоимость будет еще выше из-за суровых ледовых условий.

И тем не менее Россия приступила к освоению своего шельфового богатства. Только 15% запасов углеводородного сырья шельфа приходится на Охотское море. Но именно здесь, у Сахалина, в 1998 году группа иностранных компаний впервые в России начала промышленную добычу нефти с шельфа. В 2004 году добыли промышленную нефть и на шельфе Балтийского моря.

К освоению на шельфе Печорского моря намечены два крупнейших месторождения. Первое — нефтяное Приразломное, открытое в 1989 году и расположенное в 60 км от берега, где глубина около 20 м. Название неслучайно — месторождение находится рядом с тем самым глубинным разломом. Его запасы — 74 млн т извлекаемой нефти и 8,6 млрд м3 газа. При современном уровне технологии в России извлекают только порядка 30% выявленных запасов нефти, в западных странах — до 40%.

Уже имеется проект разработки Приразломного. Лицензии на его освоение получили российские компании. В центре будет установлена огромная ледостойкая платформа общим весом около 110 тыс. т с опорным основанием размером 126ґ126 м, состоящим из четырех супермодулей. В них расположатся 14 танков нефтехранилища на 120 тыс. т. Жилой модуль рассчитан на 200 человек. Это лишь несколько впечатляющих цифр, которые позволяют представить масштабы только одного сооружения, а потребуется целый комплекс. Платформу подобного ледового класса в мире еще не изготавливали. Слишком уж суровы условия добычи в этих краях: ведь навигация по Северному морскому пути идет в течение нескольких месяцев, да и то в сопровождении ледоколов. К тому же каждый год ледовая обстановка разная, и в начале навигации встает вопрос: как лучше проходить через льды в районе Новой Земли — огибать архипелаг с севера или пробираться через проливы в середине. А ведь планируется круглогодичная добыча с шельфа. Строительство платформы начато в 1998 году на крупнейшем заводе под Архангельском, который до этого строил подводные лодки.

Вслед за Приразломным, вероятнее всего, будет освоено Штокмановское газовое месторождение, крупнейшее в Арктике и в мире. Оно открыто в 1988 году на шельфе Баренцева моря, в 650 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря там составляет 320—340 м. Запасы Штокмановского месторождения оцениваются в 3,2 трлн м3 газа, что соизмеримо с месторождениями на Ямале. Общий объем капитальных вложений в проект составит 18,7 млрд долларов, срок окупаемости — 13 лет. Подготавливается проект строительства крупнейшего завода по сжижению природного газа: тогда его можно будет везти и за море, в Канаду и Америку.

Еще недавно считали, что нефть океана сосредоточена именно на шельфе, но за последние 10—15 лет обнаружены гигантские месторождения и на глубинах моря 2—4 км. Это меняет установившиеся представления о местах скопления углеводородов на дне океана. Здесь не шельф, а континентальный склон. Такие месторождения уже успешно разрабатываются, например, в Бразилии.

Почему мы отстали от других стран в освоении шельфа, наверное, можно объяснить. У нас большие запасы на суше, их пока хватает и себе и на экспорт. А добыча на шельфе стоит примерно втрое дороже. Отечественные компании на столь суровый шельф не спешат: сейчас, при высоких ценах на нефть, выгоднее вкладывать деньги в уже освоенные месторождения. Только вот что мы будем делать, когда легкодоступная нефть закончится? Как бы не опоздать с разработкой своих собственных богатств.

Редакция благодарит ЗАО «Севморнефтегаз» за предоставление ряда иллюстраций.

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее