История педагогики и образования.
5.2. Педагогическая мысль эпохи Возрождения.
Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.
Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».
Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, «он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний».
Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.
В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. По воспоминаниям современника, «со строгостью сурового аскета запирался он каждое утро в своей комнате, где молился с коленопреклонением и бичевал себя. Он часто исповедовался, сам преподавал закон Божий, увещевал учеников молиться и ежедневно посещать вместе с ним обедню».
Современник Витторино Пьетро Паоло Верджерио (1350–1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, собственно нравственный и физический компоненты. В трактовке П.П. Верджерио умственное воспитание имеет тесную связь с нравственным и значимо только в этой связи: знания без нравственного воспитания не ценны, даже более того – опасны. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (практическое выражение эта идея в полной мере нашла значительно позднее в воспитательно-образовательных системах Я. Корчака, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.).
Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, чье влияние распространялось далеко за пределы родины, Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского) (1469–1536). Начальное образование он получил в монастыре, затем в «школе братьев» в Давентаре, позже в Парижском и Оксфордском университетах, где глубоко овладел языками и литературой. Многие годы Эразм Роттердамский вел образ жизни странствующего ученого, живя во Франции, Англии, Италии. Последние 25 лет жизни он провел в г. Базеле. Эразм Роттердамский оставил след в истории как яркий публицист, высмеивающий пороки современного ему общества («Похвала глупости»). Педагогические взгляды он излагал в работах «Беседы», «Цицеронианцы», «Метод изучения», «Свободное воспитание детей», «О благовоспитанности детей».
Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.
Эразм Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место в образовании женщин должны занимать классические языки.
Французский гуманизм эпохи Возрождения представлен именем Франсуа Рабле (1494–1553). Писатель, гуманист, яркая и неординарная личность, он родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. Весьма точную характеристику противоречивому характеру Ф. Рабле, который определил своеобразие его педагогических воззрений, дал Е.Н. Медынский: «Человек, который всю свою жизнь боялся, как бы его не сожгли на костре, и в то же время открыто издевался над религией. Человек, восстающий против церкви и дважды вымаливающий у папы Павла III отпущения своих грехов и отступничества; сначала монах, затем заклятый враг монашества и белый священник, потом врач, великий старик эпохи Возрождения, наконец, опять священник; энциклопедист по образованию – филолог, медик, археолог, юрист и естественник; автор, книги которого то издаются под покровительством короля, то запрещаются парламентом, но имеют громадный успех среди буржуазии того времени; писатель, в первых книгах которого бьет страстная жажда здоровой жизни, безудержное веселье и надежда на улучшение социальной жизни с помощью королевской власти, а в последних частях его романа сквозит глубокое разочарование; писатель с глубокими идеями и, в частности, с лучшими страницами мировой педагогики; крупнейший педагог, провозглашающий богом всего мира и вдохновителем всей культуры бутылку; то вращающийся в королевском кружке, то вынужденный бежать из Франции, – таков всегда мятущийся, полный увлечений, крайних преувеличений, сомнений и противоречий Рабле».
Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.
Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой «метал копье, дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунув руку, он лазал, как кошка по деревьям; охотился, прыгал, фехтовал». Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий. Позднее глобальные идеи Ф. Рабле были развиты в теориях М. Монтеня, Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.
Юрист, автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что, по мнению М. Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний. Впоследствии такая логика подачи знаний будет рассмотрена в теории Я.А. Коменского.
Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.
Английская гуманистическая педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, общественного деятеля, писателя, политика Томаса Мора (1478–1535), написавшего, в частности, роман «Утопия», в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.
Источник
Социально-педагогические взгляды в эпоху Возрождения (идеальное государство и воспитание Т.Мора и Т.Кампанеллы).
Томас Мор (1478-1535 гг) получил широкую известность как один из виднейших мыслителей эпохи Возрождения. Его воспринимали с самых разных позиций: от предшественника научного социализма до стойкого приверженца католической Церкви. Подобная двойственность во многом связана с некоторой эволюцией мировоззрения самого Мора, к концу жизни отказавшегося от многих первоначальных взглядов.
Т.Мор происходил из зажиточной семьи Лондона, получил хорошее образование, занимал высшие государственные должности. Последние 4 года – должность лорда – канцлера и был казнен (формально за отказ утвердить развод короля Генриха XVIII с Екатериной Арагонской, а фактически – за неприятие реформации). В ХХ веке был канонизирован и причислен Ватиканом к лику святых.
«Утопия» или «Золотая книжечка, столь же полезная как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия ( с греч. – нигде) — 1516 г написана в популярном для того времени жанре – рассказа путешественника.
«Утопия» была создана под влиянием идей Платона и частично Аристотеля, который допускал некоторую пользу семейного воспитания, если оно сочетается с общественным. По мнению Т.Мора социальное воспитание в идеальном государстве должно включать в себя как общественное, так и семейное.
В Утопии существует терпимость к различным религиозным течениям. Там много сект и религий, но запрещено возбуждать религиозный фанатизм, осуждать верования других.
Оригинальны рассуждения Т. Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между жителями редки и преступления немногочисленны, поэтому им не нужно сложное законодательство. Также автор своеобразно решает проблему наказания. Например, за кражу не казнят, а обращают в рабство, то есть принуждают к общественным работам. Рабы закованы в золотые цепи и выполняют неприятные работы. Однако рядом с ними трудятся и свободные утопийцы, добровольно выполняющие грязные работы.
«Утопия» — своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат обсуждает общие дела острова — перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранные посольств и др. Устройство и управление каждого города одинаковы. В городе 6000 семей, в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» — от 40 взрослых, в которых житель города обязан отработать не менее двух лет.
Жителей Утопии готовили главным образом к земледельческой деятельности – это главное общее занятие для всех, кроме этого каждый изучал какое – либо ремесло. « У всех мужчин и женщин без исключения есть единое общее дело – сельское хозяйство. Ему обучают всех с детства, отчасти в школе, отчасти на полях поблизости от города, куда вывозят детей как бы для игры, однако они не только наблюдают, но пользуясь удобной возможностью, также и трудятся». «Они обычно заняты прядением шерсти, обработкой льна, ремеслом каменщиков, жестянщиков или плотников …. По большей части каждого выучивают ремеслу старших (то есть ремеслу родителей)». Если же кого — то привлекает другое занятие, то его принимает другое хозяйство.
Следовательно, несмотря на то, что жизнь была предопределена все- таки дальнейшее положение человека в обществе отчасти определялось его собственными желаниями и способностями.
В Утопии для работы отводилось всего 6 часов, остальное время «дозволялось каждому проводить по своей воле, но не проводить это время в разгуле и беспечности, а часы свободные от ремесла надобно тратить на другие занятия по своему вкусу». Это время большая часть людей посвящают изучению наук. «Каждый день устраиваются публичные чтения … и приводят туда именно тех, которые отобраны для науки. Кто не способен к наукам занимаются ремеслом». Следовательно, можно сказать, что социальное воспитание продолжалось всю жизнь.
Основными средствами социального воспитания были – пример родителей и моралистические беседы наставников в школе и старших на совместных трапезах, которые были обязательны. «На трапезах «равные по летам объединялись друг с другом и в тоже время смешаны с людьми иного возраста: говорят это устроено для того, чтобы почтение и уважение к старикам удерживало бы более молодых от неподобающей вольности… Каждый обед или ужин начинался с какого-либо чтения, которое имеет отношение к нравам… После него старшие ведут беседу, охотно слушают молодых дабы вызнать таким образом дарование и ум каждого». Все это дополнялось определенным самовоспитанием ,осуществляемом в процессе чтения нравственной литературы.
В итоге необходимо научить детей «считать, что среди всех благ добродетель стоит на первом месте, а ученость на втором. Прежде всего, их надобно выучить благочестию по отношению к Богу, милосердию по отношению ко всем людям, а по отношению к самим себе — скромности и христианскому смирению. В таком случае Бог их вознаградит — дарует спасение души и в ожидании этого смерть им будет не страшна». Такова цель социального воспитания.
Таким образом, цель двоякая – с одной стороны, спасение души и овладение христианскими добродетелями, а с другой – прикладная цель – готовить детей к трудовой деятельности, социальной жизни.
Следовательно, также как и Платон, Т. Мор считал, что за счет разумных законов и правильно организованного воспитания удастся полностью изменить несовершенную человеческую природу и построить идеальный общественный строй.
Но у Мора наблюдается некоторый отход от античной традиции, он не предлагает чисто принудительного общественного воспитания (хотя порядок жизни расписан), присутствует семейное воспитание. Он допускал некоторую свободу выбора в определенных рамках.
Томазо( в монашестве) Кампанелла (1568-1639гг) светское имя Джиан Доменико Кампанелла написал произведение «Город солнца или Идеальная республика». Где-то в Индийском океане возвышается гора, на которой построен прекрасный лучезарный город. Стены его украшены поучительной живописью, здания светлы и вместительны.
В 15 лет постригся в монахи, подвергался преследованиям инквизиции, сидел в тюрьме за политическую деятельность (более 27 лет), направленную на освобождение итальянских областей от испанского владычества. Был освобожден Папой римским за написание книги по астрологии, которой папа заинтересовался. Под конец жизни перебрался во Францию, где и умер.
В отечественной литературе ХХ века сложилась традиция ( от французского социалиста Поля Лафарга Х1Х в) изображать Кампанеллу не столько вульгарным уравнителем и сторонников тоталитарного государства, сколько предшественником марксизма. Знакомство с его трудами рисует другую картину.
Философские воззрения Томазо Кампанеллы были весьма непоследовательны, но в них проявлялась одна неизменная тенденция – стремление к универсализму, господству одной абсолютной идеи, не допускавшей никаких отклонений.
Он полагал, что нужно стремиться к созданию единого всемирного государства с неизменными идеальными законами и полным подчинением личных интересов общественным. В этот период в обществе обсуждались идеи о создании всемирного католического государства.
В идеальном государстве должно быть полное отсутствие частной собственности на что либо (не только на имущество, но и на личную жизнь), так как частная собственность приводит к эгоизму, а это источник всех человеческих зол. Т.Кампанелла видит возможность его искоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях — общие столовые, одинаковая одежда, общие украшения, общие дома, общие мужья и жены. Женщины в Городе Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут заниматься науками и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых форм труда.
Обеспечить гармоничное состояние этого государства можно нескольким путями: искусственной селекцией детей, общественным воспитанием, совершенными законами и угрозами жестоких наказаний ,то есть использованием санкций. Например, женщинам за ношение высоких каблуков полагалась смертная казнь. Это объяснялось тем ,что родители для зачатия ребенка подбирались по физическим показателям (рост, вес, цвет глаз) и по советам астрологов. «Если бы женщину на каблуках ошибочно приняли за высокую, то ее могли бы соединить не с тем мужчиной, и это привело бы к рождению ребенка с незапланированными параметрами».
Социальное воспитание было исключительно государственным, так как семей вообще не предполагалось. До 2 лет ребенок вскармливался общественной кормилицей, потом передавался на попечение начальников. Обучение и воспитание проводилось последовательно и организованное. С 2-3 до 7 лет дети занимались азбукой, рассматривая картины на стенах домов, гуляли по городу, знакомились с историей и языками. На 8 году переходили к естественным наукам. Забота о естественнонаучном образовании объяснялась тем, что должно было научить людей не только успешно заниматься трудовой деятельностью, но и в социальной жизни следовать единым и неименным законам. Затем переходили к ремеслам. Дети менее способные направлялись в деревню — на поля учится земледелию и скотоводству. Наиболее одаренные впоследствии изучали математику ,медицину. Впоследствии все получают должности в области тех наук или ремесел, где они преуспели больше всего – каждый по указанию своего вождя или руководителя.
Косвенно социальное воспитание продолжалось всю жизнь ,так как в свободное от работы время люди проводили в нравоучительных беседах и изучении наук.
Эффективность такого воспитания ,по мнению Томазо Кампанеллы, должна быть высокой. Так, в городе Солнца преступников не могли казнить без их согласия, однако, по мнению автора, такое согласие всегда давалось, так как правильно воспитанный гражданин, в конце концов, осознавал свою вину перед обществом
Дата добавления: 2015-04-22 ; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав
Источник