Контраольный диктант «Море» по теме «Вводные слова» включает грамматическое задание по типу ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnyy_diktant_s_gia.docx | 14.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольный диктант по русскому языку по теме: «Вводные слова» с грамматическим заданием по типу ГИА
Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. Море — капризное дитя природы. Море поражает, во-первых, своей величавостью, во-вторых, беспредельной далью, в-третьих, меняющейся окраской и, наконец, постоянным глухим шумом прибоя волн. С криком носятся над ним белые чайки. Ни степи, ни леса, ни горы — нет, ничто не привлекает меня больше моря.
Море, разумеется, очаровывает вас. В нем тонет все: и облака, и небо, и звезды, В пене волн играют переливы синего неба, серебристый блеск месяца и золотистые отражения ярких электрических фонарей. А как красиво море ночью! Стоит темная ночь. Вот показывается из-за туч полная, румяная стыдливая луна-чародейка. Она проливает свой мягкий свет и отражает его в море красной полосой, которая кажется обагренной кровью дорогой.
Увы! Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах. (128 слов.)
- Укажите способ образования слова беспредельной
- Обведите все обращения в овал.
- Выпишите из диктанта приложение
- Назовите средство синтаксической выразительности:
играют переливы синего неба
- Из данного предложения выпишите грамматическую основу :
Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Вы (1) вероятно (2) видели (3) друзья мои(4) море и любовались им в различное время дня и ночи .
- 1,2,
- 3,4
- 1,2,3,4
- Укажите правильный ответ. В слове друзья:
- 6 букв и 6 звуков
- 6 букв и 5 звуков
- 5 букв и 5 звуков
- Укажите способ связи слов в словосочетании электрических фонарей
- Управление
- Согласование
- Примыкание
- Из 3 абзаца выпишите предложение, в котором есть междометие
- Составьте схему предложения: В нем тонет все и облака и небо и звезды (знаки препинания не расставлены)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст диктанта с грамматическим заданием.
Данные контрольные диктанты помогут проверить уровень подготовки учащихся 5 класса.
Словарные контрольные диктанты.
Контрольный диктант за 1 четверть для учащихся 6 класса.
Итоговый диктант проверяет основные правила орфографии и пунктуации, изученные учащимися за курс 7 класса.
Источник
Диктант у синего моря
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-й четверти в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён существительных;
— написание непроизносимых согласных:
— правописание корней с чередованием;
— з-с на конце приставок;
— н-нн в прилагательных и причастиях;
— написание падежных окончаний существительных;
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения и тире при обобщающем слове;
— запятая в сложносочиненном предложении;
— запятые при обособлении определений и обстоятельств.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— синтаксического разбора предложения;
-умение разбирать слова морфологически;
-работать с простым осложнённым предложением;
-умение объяснять написание н-нн в прилагательных и причастиях.
Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. Вёсла, корзина да бочки беспорядочно валялись на песке. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.
Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. Солнце садится, и на жёлтом песке ложится розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, — всё готовится к ночному покою. Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звёздами небо.
(165 слов) (По М. Горькому)
1. Объяснить написание н-нн в словах.
2. Выполнить морфологический разбор слов:
Играют — 1-й вариант садится — 2-й вариант
3. В тексте диктанта найти простое осложнённое предложение, выписать его и графически показать знаки препинания , указывая, чем осложнено предложение.
В первом абзаце — 1-й вариант во втором абзаце — 2-й вариант
4. Синтаксический разбор предложения:
Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. — 1-й вариант.
Солнце садится, и на жёлтом песке ложится розовый отблеск его лучей. — 2-й вариант
Источник
Тематические контрольные диктанты по русскому языку в 8 классе
В работе собраны диктанты по всем темам, изучаемым в 8 классе.
Просмотр содержимого документа «Тематические контрольные диктанты по русскому языку в 8 классе»
Контрольные диктанты по русскому языку
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»
Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Все было полно живой радости : звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Узкая, длинная коса терялась где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю. Багры, весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на жёлтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег,- все готовились к ночному покою. Одинокий огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг было только безмерное, торжественное море и синее, усеянное звездами небо.
Сделать синтаксический разбор первого предложения.
Контрольный диктант №2 по теме «Второстепенные члены»
1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 — 2 на каждый вид).
2. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-двум на каждый вид). В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.
3. Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
2 вариант Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.
Контрольный диктант №3 по теме «Односоставные предложения»
Осенью на Прорве.
Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.
Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.
Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.
То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.
Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.
Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.
К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.
Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.
1.Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения ( в т.ч. и те, которые являются частью сложного предложения), определите тип этих предложений.
2.Сделайте синтаксический разбор сказуемых :
1 вариант – в предложении На Прорве слишком много помех. 2 вариант – в предложении Воздух чист и прохладен.
3.Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.
4.Разберите по составу слова: рассвету, разгораться
Контрольный диктант №4 по теме
«Предложения с однородными членами»
Всё: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)
1.Начертите схему предложения:
Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,
Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в
2.Подчеркните грамматическую основу в предложениях
Они устилают всю землю. — 1в
А грезы не воротятся. – 2в
3.Объясните знаки препинания в предложениях:
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?
Контрольный диктант №5 по теме «Обособленные члены предложения»
Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.
Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец — известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.
С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)
1. Разобрать по составу:
2. Объяснить графически знаки препинания:
Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».
Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
3.Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.
Контрольный диктант №6 по теме «Вводные слова, обращения»
Куда ты, светлый ручеёк, стремишься?
Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью.
С одной стороны, это был человек добрый, с другой – вспыльчивый и резкий.
Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звездам.
Ночью, однако, никому не спалось.
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Да, были люди в наше время…
Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
Своими часами (это был подарок родителей) я очень дорожил.
Монгольские лошади невысоки, однако выносливы.
Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит.
Вам, я полагаю, следует быть повежливее.
Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы!
Примечание. Каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.
Сделать синтаксический разбор и схемы предложений: вариант 1 – 4,5; вариант 2 – 10,12
Подчеркнуть грамматические основы в предложениях: вариант 1 – 2,10; вариант 2 – 5,8
Источник
Диктант у синего моря
Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за 7-й класс и направлено на повторение предыдущего:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
— написание не с наречиями и глаголами;
— написание –тся — -ться в глаголах;
— чередование гласных в корнях;
— написание з –с на конце приставок.
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— запятые при деепричастном обороте.
Грамматические задания направлены на выявления умений:
1. Фонетического разбора;
2. разбора по составу;
3. синтаксического разбора предложения;
4. работа с безударными гласными, проверяемыми ударением; работа со словами с чередованием гласных в корнях.
Критерии оценки знаний учащихся
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами
«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Мальчик, заметив в воде медузу, погнался за ней. Медуза висела прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупальцев. Казалось, что она висит неподвижно. Но это только казалось. Тонкие края её толстого купола дышат и волнуются, щупальца шевелятся. Она косо уходит в глубину моря, как бы чувствуя приближающуюся опасность.
Но Петя настиг её. Осторожно, чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме, которая обжигает, как крапива, мальчик схватил медузу за купол и вытащил увесистое, но не прочное её тело из воды. Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлёпнулась о мокрый песок. Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой. Петя испустил вопль восторга, ринулся в глубину моря и занялся своим любимым делом. Он стал нырять с открытыми глазами среди корней подводных растений.
1. Сделать фонетический разбор слова:
Края (1-й вариант) моря (2-й вариант)
2. Разобрать слова по составу:
Неподвижно, заметив (1-й вариант) осторожно, роняя (2-й вариант)
3. Сделать синтаксический разбор предложения:
Мальчик, заметив в воде медузу, погнался за ней. (1-й вариант)
Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась о мокрый песок. (2-й вариант)
4. Выписать из первого абзаца 2-3 слова с безударной проверяемой гласной в корне, подобрать однокоренные проверочные слова. (1-й вариант)
Выписать из второго абзаца 2-3 слова с чередующейся гласной в корне, объяснить условия выбора данной орфограммы.
Источник