Иван Айвазовский. Родившийся у моря и прославивший его
Иван Константинович Айвазовский был выдающимся маринистом хiх века, еще при жизни, он приобрел славу не только европейскую, но и мировую. его морские пейзажи до сих пор вызывают чувство восхищения и сопереживания у зрителя.
Иван Константинович Айвазовский родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).
Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.
Айвазовский едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.
Морской горизонт, наблюдаемый им прежде с берега, распространился на все стороны света. В открытом море он жадно впитывал впечатления, а, сойдя на берег, спешил к мольберту. Из-под его кисти вышли морские пейзажи, поразившие современников невиданным прежде сочетанием романтической красоты и реалистической правды. К молодому художнику пришла громкая слава, которая вскоре перешагнула пределы России.
Как один из лучших студентов Академии художеств он В 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило НОВЫЙ импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы. Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью» посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море. Тернер, новаторски пытавшийся запечатлеть на холсте морскую стихию в её непреходящей изменчивости, не мог не высказать восторг, испытанный им при встрече с искусством своего младшего собрата, «традиционалиста», писавшего море не с натуры, а «по памяти». Где бы Айвазовский ни находился, он был с морем неразлучен. Его любовь к морю и знание моря наряду с виртуозным мастерством живописца позволили ему в остановленном мгновении отразить бесконечное движение жизни, подобно капле воды, несущей в себе частицу жизни океана. Перед лицом морской стихии человеческое сердце исполнено восторгом и тревогой, само же море человека не знает, не видит и бывает к нему бессмысленно жестоким. Трагедии отношений человека с морем посвящены многие картины Айвазовского. На многих из них мы человека не видим, но ощущаем его незримое присутствие. Этот человек -сам художник.
В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств. Высочайшим указом он был назначен художником Главного военно-морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?
Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен. Громкая слава сопровождала его в заграничных путешествиях. Повсюду его удостаивали высоких званий и наград. Но, возвращаясь в Россию, он стремился в родную Феодосию. Там на его деньги был построен археологический музей, основаны художественная школа и картинная галерея, он также финансировал работы по благоустройству городского хозяйства, постройку порта и железной дороги. Помня о своем армянском происхождении, он оказывал щедрую помощь армянской диаспоре.
В Феодосии он и скончался за мольбертом, работая над картиной «Взрыв турецкого корабля». Это было 2 мая 1900 года. Айвазовский ушёл из жизни любимый всеми, кроме знатоков и законодателей «моды» в искусстве. Во второй половине XIX века в русской живописи воцарились идеалы «творческих поисков» и «общественного служения», но ни тем, ни другим Айвазовский своим творчеством не служил. Он оставался верным той правде, которая открылась ему в начале жизненного пути — правде о море, о человеке и О мироздании. Поэтому ни «дух времени», ни само время не были властны над Иваном Айвазовским. Не властны они над Айвазовским еще и потому, что он был истинным и верным сыном Империи, которая его, нерусского мальчика из южной провинции, привела к величию и славе.
Источник
Малоизвестные факты о самом плодовитом художнике-маринисте Айвазовском, который писал море с рекордной скоростью
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Полотна Ивана Константиновича Айвазовского удивительно хорошо сохраняются, они практически не растрескиваются и почти не нуждаются в реставрации. Некоторые считали, что художник добавлял какой-то секретный ингредиент в краски. Так, Иван Крамской как-то писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок» .
Но секрет был не в красках, а в технике их нанесения на холст. Айвазовский использовал технику лессировки (глизаль), которая подразумевала это последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего. От этого, картины казались такими реалистичными и, к тому же, устойчивыми к растрескиванию.
Айвазовскому повезло быть признанным при жизни художником. Его картины побывали на 120 выставках, половина из которых – персональные. Творчество художника было востребовано и за рубежом. Как-то Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела на него сильное впечатление. Понтифик захотел приобрести полотно, но Айвазовский просто подарил его ему.
Айвазовский – один из самых наиболее часто подделываемых художников. Подлинность его картин проверить можно, но это дорогая и сложная процедура. Поэтому тем, кто приобретает «Айвазовского», приходится верить продавцам на слово. За всю свою жизнь маринист написал чуть более 6000 картин, но на сегодняшний день официально признанными подлинниками являются более 50 тысяч полотен.
Пейзажист Аркадий Александрович Рылов вспоминал, как он, будучи студентом у Архипа Куинджи, стал свидетелем потрясающего эпизода.
Как-то раз Архип Иванович пригласил Айвазовского в свою академическую мастерскую, чтобы тот показал ученикам, как нужно писать море. 80-летний Иван Константинович «назвал необходимые ему четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. По просьбе Архипа Ивановича он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете». .
Иван Константинович не писал картины с натуры. Он обладал феноменальной памятью, а все его образы рождались в голове. Он часто повторял: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Художник выдавал примерно по 100 картин в год. Дольше всего живописец работал над полотном «Среди волн» — целых 10 дней. Это была самая большая картина Айвазовского размером 284×429 см. Художнику на тот момент был 81 год.
Иван Константинович Айвазовский был выдающимся маринистом, но кроме моря он писал еще и «сухопутные» сюжеты. Зимние пейзажи Айвазовского буквально завораживают.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Неизвестный Айвазовский – что писал художник, кроме моря
Морские пейзажи вписали имя Ивана Айвазовского в мировое искусство. Он создал более 6 000 картин, стал знаменитым при жизни, провел более 100 персональных выставок. Чем еще интересен самый известный маринист?
Море по памяти
Художник часто повторял, что невозможно писать море с натуры: так теряется его красота, его величие. Поэтому Айвазовский рисовал картины по памяти. Окна его мастерской выходили во двор, а не на берег.
Буря в бокале
Айвазовский любил устраивать приемы дома и принимал в их организации активное участие. С поваром он выбирал меню для банкета и иногда придумывал блюдам названия. Большинство из них были вдохновлены, конечно, морской стихией: суп «Черное море», пирожки «Гавань», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану». Игристое Айвазовский, к слову, любил и экспериментировал с его подачей. Художник заранее снимал заводские этикетки с бутылок и изображал на их месте морскую миниатюру.
О художнике отзывались как о человеке широкой души. Когда он стал обеспеченным, не забывал помогать другим. Когда в Крыму была засуха, он открыл горожанам доступ к своему источнику с водой. В Феодосии проложил водопровод, построил концертный зал, музей, школу.
Музыкант-самоучка
Айвазовский с детства был творчески одаренным. Еще одной страстью у него была музыка. Он прекрасно играл на скрипке с юных лет, причем обучался игре на музыкальном инструменте самостоятельно. Поговаривают, его исполнительский талант отметил сам Глинка, которому довелось побывать на одном из домашних вечеров в доме Айвазовского.
Псевдоним
Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Его отец Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер – «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» – сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.
Окно в Европу
Айвазовский стал первым русским художником в Лувре. В 1843 году в честь 50-летия открытия парижского музея проходила большая выставка, где были представлены работы мастера. Маринист тщательно выбирал картины для выставки и остановился на полотнах
«Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива», «Буря у берегов Абхазии». Все три картины публика приняла горячо.
«Маленький человек»
Папа Римский, увидев картину «Хаос. Сотворение мира», так проникся полотном, что захотел купить его себе. Айвазовский в ответ на такое признание просто подарил свою работу понтифику. Папа Римский тут же прославил русского художника не только на всю Европу, но и на весь мир. Николай Гоголь тогда сказал: «Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане».
Похороны при жизни
Парусник, на котором путешествовал Айвазовский, попал в страшный шторм. Люди были уверены, что судно разбилось и затонуло, в газетах даже появились некрологи путешественникам, в том числе Айвазовскому. Но корабль чудом уцелел, все вернулись домой.
Настоящая смерть застала художника во сне. Утром 19 апреля 1900 года он сел за мольберт в своей мастерской. Айвазовский хотел запечатлеть один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. Он так увлеченно работал, что за день написал большую часть картины. Но завершить так и не успел. Ночью он умер. Картина «Взрыв корабля» так и осталась неоконченной.
В Картинной галерее Айвазовского в Феодосии хранится более 12 тысяч полотен на морскую тематику. Кроме Айвазовского, в экспозицию вошли картины его учеников, внуков, других маринистов XIX века. Самые известные картины Айвазовского, которые находятся в музее, – «Среди волн», «Севастопольский рейд», «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями», «Море. Коктебель».
Другой Айвазовский
Непревзойденный маринист, Айвазовский писал и в других жанрах. Он обращался к пейзажу, портрету, историческим и библейским сюжетам.
«Предательство Иуды» (1834)
Картина выполнена на бумаге белилами и итальянским карандашом. Увидеть ее можно в Государственном Русском музее.
Источник
Факты и мифы об Айвазовском
29 июля в Третьяковской галерее открывается выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения великого русского художника Ивана Айвазовского. В честь открытия экспозиции организаторы даже выпустили прекрасный видеоролик, посвященный творчеству мариниста.
Кажется, нет такого человека, который бы не слышал имя этого художника. Если спросить любого прохожего, как правило, вам ответят: «Да, что-то слышал. Он море рисовал». Действительно, именно морские пейзажи прославили Ивана Константиновича. За всю свою жизнь он написал более 6.000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Но и этот факт далеко не все знают. МОСЛЕНТА в преддверии вернисажа решила собрать для вас самые интересные и любопытные факты из жизни Айвазовского. Признаёмся честно, некоторые вещи мы сами узнали впервые.
Русский псевдоним
Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» — сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.
Айвазовский никогда не видел моря?
Это заблуждение ходит из уст в уста вот уже два столетия. Но никто не знает, откуда пошла эта легенда. Даже в нашей редакции нашлись несколько человек, которые слышали этот миф.
На самом деле, Айвазовский родился и вырос в Крыму и с детства любил смотреть на море, считая его своей родной стихией. Более того, когда он учился в гимназии в столице, то очень скучал по дому. Скорее всего, прекрасная легенда появилась после того, как художник сказал, что невозможно нарисовать с натуры всё величие моря, передать его красоту, всплески волн. Поэтому Иван Константинович часто рисовал свои творения по памяти. Окна мастерской, где он работал, выходили во двор, а не на берег.
Не только художник, но и музыкант
Рисование было не единственным талантом Ивана Айвазовского. Среди его увлечений была и музыка – художник с детства прекрасно играл на скрипке. Во время домашних приёмов в кругу близких друзей он часто радовал своей игрой гостей. Говорят, что как-то на один из таких семейных концертов попал и русский композитор Михаил Глинка. Ему так понравились татарские мотивы, которые наигрывал Айвазовский, что позже он включил в свою оперу «Руслан и Людмила» небольшой отрывок, сыгранный художником.
Алексей Даничев / РИА Новости
Сам себе дизайнер
Айвазовский не любил светских мероприятий, отдавая предпочтение тихим семейным вечерам. Но если он устраивал приёмы, то старался удивить своих гостей чем-то особенным. Вместе с поваром художник выбирал меню для банкета и, говорят, даже придумывал блюдам оригинальные названия. Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Чёрное море», пирожки «Гавань», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану». Особую слабость маэстро питал именно к шампанскому, этот напиток подавался каждый раз по-особенному. Художник заранее снимал заводские этикетки с бутылок и рисовал на их месте новые. Несложно догадаться, что чаще всего на них изображалась бурлящая морская стихия.
«Хаос в Ватикане»
Говорят, Айвазовский принёс хаос в Европу. Эту фразу современники художника говорили в шутку. Дело в том, что однажды Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», принадлежащую кисти мастера. Он так проникся творением, что пожелал купить произведение, но художник преподнёс понтифику свою работу в подарок. Этот щедрый жест оценили в Европе, и тогда имя Айвазовского впервые погремело на весь мир. Гоголь шутил по этому поводу: «Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». Сейчас полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.
Первый в Лувре
Именно Иван Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре. Чуть позже он был удостоен престижной награды — золотой медали французской Академии. Кстати, сейчас полотна мариниста ценятся во всём мире не меньше. 24 апреля 2012 года аукционный дом Sotheby’s продал картину Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» за $5,2 млн. Это полотно стало самым дорогим произведением художника.
Усыновил своего же внука
Первая жена подарила художнику четырех дочерей. А те, в свою очередь осчастливили Айвазовского десятью внуками. Своих детей и внуков художник очень любил, занимался их воспитанием и образованием, однако не мог забыть, что официальных наследников у него нет.
Перед самой смертью он написал прошение императору Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери – Александра Лантри. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Государь пошёл ему навстречу, однако сам Айвазовский этого ответа уже не дождался. Михаил Айвазовский — единственный внук мариниста, который носит фамилию знаменитого предка. Он, кстати, пошёл по стопам дедушки и стал художником.
Последний морской пейзаж
Утром 19 апреля 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей мастерской в Феодосии. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. За день он почти закончил. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. Но довести замысел до конца он так и не успел. Глубокой ночью во сне внезапная смерть оборвала жизнь живописца морей. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте.
Источник