Россия, Калужская область, Износковский район, деревня Гамзюки
Телефон:
+7 (920) 875-88-68
Круглосуточно
whatsapp telegram vk email

Урок по географии вода мирового океана

image

Урок по теме «Воды мирового океана» проводится в начале изучения темы «Гидросфера» в 7 классе.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.docx 345.29 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Новобуянская СОШ

УЧИТЕЛЬ: Бурматнова Ольга Алексеевна

ТЕМА УРОКА: «Воды Мирового океана».

ТИП УРОКА: урок первичного объяснения нового материала

ЦЕЛЬ УРОКА: способствовать формированию базовой подготовки учащихся.

  1. Сформировать у учащихся понятие о гидросфере и Мировом круговороте воды.
  2. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий « познавательность мира и природы, развитие природы ».
  3. Развитие познавательных умений у учащихся « обучение составлению схем, плана, формирование выводов ».
  1. Оргмомент « приветствие, задачи урока »
  1. Изучение нового материала.
  1. Оргмомент « подведение итогов, домашнее задание »

Звучит музыка. (Слайд 2)

Учитель: В темноте космического пространства одиноко сияет голубым светом планета, несущая цивилизацию , возможно единственную в нашей галактике. Почти ¾ поверхности этой планеты занимают океаны и моря, заполненные редчайшим для космических тел веществом – водой. Эта драгоценная жидкость дар природы нашей планете. В таком количестве как на Земле её нет нигде в Солнечной системе. Не смотря на свой простой химический состав, вода это основа жизни.

Ребята! Вы наверное догадались, что сегодня на уроке речь пойдет о воде.

Мы начинаем изучать следующую оболочку Земли – гидросферу.

Открывайте рабочую тетрадь, записывайте на полях число, тему урока : Что такое гидросфера. (Слайд 3)

Ребята! Кто-то из Вас в будущем выберет профессию океанолога.

Задача нашего урока заключается в получении знаний о водах Мирового океана. (Слайд 4). На конец урок вы должны знать определение гидросферы, гипотезы происхождения вод Мирового океана, понимать процесс Мирового круговорота воды и усвоить его значение.

(Слайд 5 Учащиеся дают по порядку определения и сверяют по слайду) . литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера.

— Что объединяет эти слова?

  1. Что такое литосфера, атмосфера, биосфера, гидросфера?

Оценивать работу словом.

Ребята, у каждого на столе лежит лист со схемой. При изучении новой темы мы будем ее постепенно заполнять. ( Приложение)

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Приступаем к рассмотрению 1 вопроса. Вода на Земле.

Антуан де Сент-Экзюпери сказал:

Вода! У тебя нет ни вкуса не цвета, не запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. (демонстрируется колба с чистой водой)

Ребята! Какие знания о воде вы имеете?

-Вода на Земле находится в трех состояниях.

-Больше всего жидкой воды, меньше твердой и водяного пара.

-На Земле нет такого места, где бы совсем не было воды.

Даже в самой сухой пустыне воздух всегда содержит пар.

Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности это ведь тоже вода.

Прекрасно, невоспроизводимо бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Это обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеянию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере.

Это великий художник природы – вода. (Слайд 6).

Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала:

«Цивилизация-это диалог между человеком и водой».

Однако до 18-го века ученые не знали состава воды, считали ее простым веществом. В конце 18-го столетия ученым Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать ее химическим путем из водорода и кислорода. С этого времени в географии пользуются термином «гидросфера»

Вы уже догадались, что гидросфера – это водная оболочка Земли.

Проверить по учебнику. Стр.77

Запись в словарь.

-Гидросфера — водная оболочка Земли, включающая воды Мирового океана, воды суши, воду в атмосфере. (Слайд 7). Записывается в схеме определение гидросферы.

К водам Мирового океана относят: океаны, моря, заливы, проливы.

К водам суши относят: реки, озера, подземные воды, ледники. (Слайд 11-14)

К водам атмосферы относят: водяной пар, капли воды, кристаллики льда. (Слайд 15)

(слайд 16). На долю Мирового океана приходится –96,4% всей воды.

Подземные воды – 1,7 %

Поверхностные воды — 0,02%

Вода в атмосфере – 0,48 %

Записывается в схеме состав и основные части гидросферы.

Выполняются задания 1, 2

1 твердая оболочка

2. воздушная оболочка

3. водная оболочка.

2). Установите соответствие:

1.Воды Мирового океана А. водяной пар

2. Воды суши Б. океаны, моря, заливы, проливы

3. Воды атмосферы В. Реки, озера, ледники, подземные воды

По решению ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по

вопросам образования, науки, культуры) 1998 год был объявлен годом Океана.

Эта организация способствует сотрудничеству между странами в вопросах науки, культуры, экологии.

Переходим к рассмотрению 2 вопроса. Происхождение вод Мирового океана. (Слайд 17).

Ребята! Вы не задумывались, откуда появилась вода на Земле?

Заслушать мнения учащихся.

  1. Вода выделилась из магмы в период образования первичной литосферы и атмосферы, а из атмосферы в океан,
  2. Выделилась из мантии, выделяется и сейчас

Показать на карте районы, в которых может происходить выделение воды и в настоящее время из внутренних частей Земли. Это рифтовые зоны. Рифт – это глубинный разлом в земной коре. Озеро Байкал, восточная Африка.

Какие существуют гипотезы происхождения вод в Мировом океане?

В схему записываются гипотезы происхождения вод Мирового океана.

Вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.

Так А .С .Пушкин писал:

«..Когда подымет океан вокруг

Меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи,

Храни меня мой талисман».

Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Например, знаменитый русский художник И. . Айвазовский не раз изображал на своих полотнах морскую стихию. (Слайд 18-19)

Прослушивание музыки – шум морской волны.

Жизнь на Земле зародилась именно в водной среде. Все организмы более чем на 60% состоят из воды, организм человека примерно из 65% воды.

У воды много удивительных свойств, которые делают ее непохожей на все другие вещества. Среди них есть одно , самое необычное – ее бессмертие.

Сколько бы воды человечество не потребляло, от этого ее количество на планете не уменьшается.

Переходим к рассмотрению 3 вопроса. Мировой круговорот воды в природе. (Слайд 20)

Гидросфера Земли едина, благодаря Мировому круговороту воды в природе.

Ребята! Как вы представляете Мировой круговорот?

Какие оболочки будут в нем участвовать?

Мировой круговорот – непрерывный процесс перемещения воды из Океана на сушу через атмосферу и с суши в Океан.

Определение записывается в схему.

Какая энергия осуществляет этот процесс?

-Лучистая энергия Солнца. Испарение с поверхности Мирового океана.

-Сила земного притяжения. Падение осадков.

В природе различают два круговорота воды. (Слайд 21).

Малый круговорот. С поверхности Мирового океана, нагреваемого солнечными лучами, непрерывно испаряется вода. При испарении вода попадает в атмосферу. В атмосфере водяной пар превращается в капельки пресной воды и в кристаллики льда. Образуются облака. Из облаков на Океан и сушу выпадают осадки. Часть воды, испарившейся с поверхности Океана, возвращается в атмосферу

Влага, оставшаяся в атмосфере, переносится на сушу. На суше происходит испарение. Сумма перенесенной с Океана и испарившейся над сушей влаги выпадает в виде различных осадков на сушу. Далее часть воды стекает в Океан в виде подземного и поверхностного стока, а часть идет на испарение. Это большой круговорот воды в природе.

В результате этих круговоротов происходит постоянное обновление воды.

По схеме ребята в парах рассказывают процесс Мирового круговорота воды друг другу.

Ребята! Скажите, имеет ли Мировой круговорот значение на Земле?

-Выслушать мнения учащихся.

-Проверить по учебнику.

Применение Мирового круговорота – получение дисцилированной воды.

1)Мировой круговорот воды связывает:

2)литосферу, гидросферу и атмосферу

3)биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу

4)атмосферу и гидросферу

5)биосферу, гидросферу и атмосферу.

  1. С какой темой познакомились?
  2. Что такое гидросфера? (определение)
  3. Что такое Мировой круговорот воды? (определение)
  4. Каково значение Мирового круговорота воды?

5. С опорой на схему дать развернутый ответ по теме « Воды Мирового океана »

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф 24. Выучить определение гидросферы, Мирового круговорота воды, знать его значение и гипотезы происхождения вод Мирового океана.

Спасибо за внимание.

Воды Мирового океана

План изучения новой темы:

  1. Вода на Земле
  2. Происхождение вод Мирового океана
  3. Мировой круговорот воды в природе.

Источник

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka1.docx 30.53 КБ
tetrad_k_uroku_1.doc 369 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии

на тему: « Воды Мирового океана»

-Сформировать представление о Мировом океане, изучить важнейшие свойства вод Мирового океана

— Сформировать представление о солености вод океанов и температуре поверхностных вод

-Установить причины различий солености и температуры в разных частях Мирового океана

-Развивать грамотное владение речью и пространственное мышление.

— Продолжить формирование умений работать с картой

— Продолжить формирование умения сравнивать (сравнение солености и температуры поверхностных вод в различных частях Мирового океана)

— Формировать умение делать выводы (установить причины различной солености вод океанов, температурных характеристик)

— Воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов

Тип урока : Урок усвоения нового материала

Методы: Исследовательский,репродуктивный, частично-поисковый.

Технологии: блочно – модульные , работа в малых группах , игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания , структуры сингапурской методики – ( «ЭЙ АР ГАЙД» , «Микс – Фриз – Груп» , « Билетик на выход» )

1. Учебно — материальные : Учебник «География материков и океанов. 7 класс. /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М.: Дрофа, 2009г.

Атлас по географии для 7 класса – М.: Дрофа 2013 г.,

Рабочий модуль к уроку географии в 7 классе на тему: «Воды Мирового океана», мультимедийная презентация MS PowerPoint , компьютер, видеофильм.

2. Дидактико-методические (дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);

3. Используемая методическая литература:

1.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: «ВАКО»,2005. География. 6-8 классы.

2.Уроки с использованием блочно – модульной технологии. / Сост. Н.В. Болотникова – Волгоград: Учитель, 2005.

3. Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Введение в тему урока
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление. Практическая работа.
  6. Подведение итогов
  7. Домашнее задание

Класс разбит на группы по 4 человека( МЭНЭДЖ МЭТ).

ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: На столах у вас лежат карточки с различными изображениями. Попробуйте сгруппировать их по разделам атмосфера, литосфера. Как вы думаете, в какую группу, мы можем объединить оставшиеся карточки? (Правильно – гидросфера).

Учитель: Гидросфера это — …(водная оболочка Земли)

Учитель: Из каких частей состоит гидросфера? (слайд 2)

III. Введение в тему урока

Учитель : Почему на фотографиях из космоса наша планета кажется голубой? (слайд 3)

Сравните площадь суши и океана на диаграмме в учебнике стр. 46, рис. 22.

Площадь суши значительно меньше чем океана.

Учитель: Откуда же взялась такая масса воды?

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (сообщение темы слайд 4.)

Применение структуры «ЭЙ АР ГАЙД» просмотр видеоролика «Происхождение вод Мирового океана»

IV. Изучение нового материала

Учитель: Вы слышите эти удивительные звуки? Они зовут нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: изучить важнейшие свойства вод Мирового океана

Предлагается в группах рассмотреть рабочий модуль к уроку с заданием (Приложение №1).

Учитель: Мы на поверхности океана, и первое исследование, которое нам нужно провести, это определить температуру поверхностных вод на разных широтах.

Задание 1: Определить температуру поверхностных вод, используя карту атласа стр.22. (Слайд 8).

Распределение температуры поверхностных вод (слайд 5,6,7).

90˚ с. ш. (ответ – 17˚C)

60˚ с. ш. (ответ + 4,8˚C)

30˚ с. ш. (ответ + 21˚C)

0˚ ш . (ответ + 27˚C)

Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты

Учитель: — При какой температуре замерзает морская вода? (Солёная вода замерзает при t˚ -2˚C) (слайд 8,9).

Учитель: — В каких широтах образуется лёд? ( В арктических и субарктических широтах)

Учитель: Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующих изменение воды с глубиной. (слайд 10,11,12)

Задание 2: Изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах), атлас стр. 23 (слайд 15)

Учитель: Разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, можно использовать для производства электроэнергии. Электростанции на этом принципе могут быть построены только в тропических районах – из-за большой разности температур между поверхностными и глубинными водами. В отличие от электростанций на ветряной и солнечной энергии, способны производить электроэнергию — 24 часа в сутки, 365 дней в году. Строящаяся китайская электростанция, основанная на этом принципе, будет крупнейшей на сегодняшний день, с мощностью 10 мегаватт. (слайд 13)

Учитель: Наша океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и солёность морской воды. Ребята, вспомните, в чём измеряется солёность?

Задание 3: Изменение солёности с широтой (в промилле), используя карту атласа стр.22. (слайд14)

Экватор (ответ: 34)

Тропики (ответ: 35,8)

Умеренные (ответ: 33)

Вывод: самая высокая солёность океанской воды в тропических широтах

Учитель: Чему равна средняя соленость Мирового океана? ( 35 промилле, в 1 литре морской воды содержится 35 гр. минеральных веществ). (слайд 15)

Задание 4: Изменения солёности по океанам (в промилле ), используя карту атласа стр.22 (слайд16,17,18)

Тихий (ответ: 34,8)

Атлантический (ответ: 35,5)

Индийский (ответ: 34,8)

Северный Ледовитый (ответ: 32)

Вывод: самый солёный океан Атлантический

Физкультминутка — применение структуры «Микс – Фриз – Груп» (ученики смешиваются под музыку волн, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы , количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос учителя) (слайд19,20)

Вопросы: Сколько океанов на Земле?

Сколько букв, в слове гидросфера?

Сколько материков на Земле?

Учитель: Ребята как вы думаете, где в океане самая прозрачная вода? (слайд 21)

Задание 5: Прозрачность морских вод на примере морей

Белое (ответ: 8 м)

Баренцево (ответ: 11-13 м)

Саргассово (ответ: 66,5 м)

Средиземное (ответ: 60 м)

Вывод: прозрачность вод тропических морей выше, чем морей умеренного пояса

Заранее подготовленный ученик : На нашей планете всего около 90 морей. И все они имеют берега. И только одно море не имеет берегов. «Берегами» у этого моря являются три океанических течения. Это самое большое море на планете — Саргассово море. Оно является чудом природы. Площадь этого моря меняется в зависимости от сезона и от постоянного изменения морских течений. Максимальная площадь Саргассова моря может достигать более 8 млн. кв. км. Прозрачность вод Саргассова моря, находящегося в центре Северной Атлантики, приближается к прозрачности дистиллированной воды. В этом районе диск Секки исчезает из виду на рекордной глубине — 65 м. Круговорот течений образовал в Саргассовом море район с теплыми поверхностными водами. Даже в зимние месяцы температура верхних слоев воды не опускается ниже +18 град.С. Летняя температура достигает +28 град.С. Вода здесь повышенной солености и ее слои хорошо перемешиваются течениями, поэтому до глубин в 400 м вода теплая (до +17 град.С). Такой теплой воды в глубине океана нет даже в тропиках.

Учитель: — Существующие представления о водных массах Мирового океана, областях и причинах их формирования, переносе и трансформации крайне ограничены. Вместе с тем исследования всего того многообразия свойств вод, которое встречается в реальных условиях, необходимо не только для понимания структуры и динамики вод, но также для изучения особенностей развития биосферы и других важнейших сторон природы Мирового океана.

О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:

Учитель:- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах).

Учитель — Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да).

Задание 6. Что такое водные массы? Найди определение в учебнике, стр. 49

Водная масса это________________________________________

Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются (слайд 25).

V. . Закрепление. Практическ ая работа

Применение структуры «Билетик на выход»

Практическая работа «Сравнение температуры, солёности и прозрачности водных масс» (слайд 22)

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее